Особливі думки

Особливі думки

Между прочим, сначала все вроде бы шло замечательно. Президент Украины почти 10 лет назад подписал соответствующий указ. Разработали порядок обязательного страхования: правительство утвердило, и с 1 января 1995-го дело пошло.

А уже 13 января Верховная Рада резко нажала на тормоз: "автогражданку" приостановить, деньги застраховавшимся вернуть!

Что же не понравилось украинским парламентариям? Их задело, что президент Кравчук и Кабинет министров обошлись в таком деле без них. А дело-то связано с огромными деньжищами: это ж сколько выйдет, если умножить десять миллионов транспортных средств на страховой платеж? Не иначе, кто-то хочет набить себе карманы...

Примерно так рассуждали народные депутаты - и, к сожалению, страховые компании дали для этого повод. Многие из них тайно заключали "агентские" соглашения с директорами автохозяйств, и те под шумок страховали свой парк на непомерно большие суммы. Прокатилась грязная волна скандалов - тут-то на сцену "вся в белом" и вышла Верховная Рада...

Спустя год ей все же пришлось признать страхование гражданской ответственности обязательным (как без этой цивилизованной нормы Украине стучаться в Евросоюз?!). Но обязательности нет фактически и по сей день, так как главные действующие лица действуют четко по сюжету известной басни с возом...

"Автогражданка" не заработает без ГАИ, проверяющей наличие у водителя страхового договора. А в ГАИ считают: у нас и так забот полон рот; хотите добавить еще одну - увеличьте инспекторам зарплату! Mini One/"> Mini One/">Mini Onenbsp;тры на это не пошли, зато значительно снизили размеры страховых платежей - теперь владельцу авто с мотором до 1,5 л годовой договор обойдется в 71 гривну (примерно 420 руб.), а с 3-литровым двигателем - вдвое дороже.

Низкие тарифы не сломали инертность автовладельцев (на сегодня лишь 10% из них застраховали свою ответственность), но сделали "автогражданку" непривлекательной для страховых компаний. А в больших городах даже убыточной, потому что правительственные спецы не додумались ввести коэффициенты: и в Киеве, и в тихих Пятихатках страховка стоит одинаково. Дошло до того, что киевлянам, харьковчанам и т.п. некоторые компании отказывают в оформлении договора: "А у нас нет бланков!"

Как распутать этот узел? Начинать, видимо, надо с ГАИ. Украинский автоинспектор сегодня действительно не обязан требовать у водителей страховой полис, а если даже потребует и услышит "нет", то на "нет" и суда нет. Ну не предусмотрена на Украине ответственность за такое правонарушение! Необходимы дополнения в законах о милиции, о дорожном движении, в КоАПе... Вообще-то они давно подготовлены, но нынешний состав Верховной Рады все никак не примет его даже в первом чтении.

- В чем причина? - спросили мы одного из депутатов, убежденно поддерживающих "автогражданку".

- В популизме, - сказал он. - Многие зарабатывают очки у избирателей, голосуя против непопулярных законов. Но это все равно что голосовать против операции, необходимой тяжело больному. В Европе эта страховка тоже приживалась с трудом, а сейчас там представить не могут, как обходились без нее. Надеюсь, в России не повторят наших ошибок, и ваш пример сдвинет дело у нас с мертвой точки...

P. S. Водителям, едущим на Украину, полезно знать тарифы обязательного страхования гражданской ответственности на 1 месяц: для легковых с двигателем до 1,5 л - 6 гривен, от 1,5 (включительно) до 2 - 8 грн., от 2 (включительно) до 3 - 12 грн., 3 и выше - 15 грн.

Подпишитесь на «За рулем» в