"Чайка" в свободном полете — журнал За рулем

"Чайка" в свободном полете

«Чайка» в свободном полете

Правда, было это очень давно и за время, прошедшее с 1990 года, когда был прекращен выпуск «14-й», производство не раз меняло название и, пардон, ориентацию. ПАМС (производство автомобилей малых серий), занимавшееся сборкой опытных партий ГАЗ-3105 и так называемых «догонялок» — обычных с виду «Волг» с чайковскими силовыми агрегатами, предназначенных для спецслужб, — превратился в КАМС (корпус автомобилей малых серий), где вяло пытались наладить производство «Атаманов». А сегодня это уже ЗАМС — завод автомобилей малых серий. Новая аббревиатура появилась в ноябре прошлого года. С 1 июля нынешнего ЗАМС будет считаться самостоятельным предприятием, экономически не зависящим от ГАЗа. Поможет ли эта самостоятельность вдохнуть в старую «Чайку» новую жизнь или же это очередная смена вывески?

Нет, не просто смена вывески, уверен генеральный директор ЗАМСа Виктор Сердюк. Ведь, по его словам, «завод в заводе» проводит свою маркетинговую политику, просчитывает экономическую эффективность того или иного шага, ищет клиентов и поставщиков. Короче говоря, сам зарабатывает деньги. Конечно, ГАЗ по-прежнему спускает план, но 10–15 процентов продукции ЗАМС делает «под себя», и эта доля будет расти. Главное преимущество здешнего производства перед основным, конвейерным, — мобильность, позволяющая коллективу из трех сотен человек выпускать (и, что важно, продавать) ежемесячно до 200 самых разных автомобилей для конкретных заказчиков. Виктор Сердюк сообщил, что в апреле выпускалось 17 наименований авто, а до конца года число перевалит за полсотни. Задачи у ЗАМСа специфические: это и выпуск машин, которые просто нецелесообразно делать большими партиями, и так называемый заводской тюнинг, и предконвейерная сборка, в ходе которой отрабатывается технология для массового производства. По сути, ЗАМС — это нижегородский аналог опытно-промышленного производства ВАЗа.

Постоянно расширяющийся ассортимент завода был представлен на нескольких выставках. Более близким знакомством с ним мы обязаны главному конструктору Анатолию Шамаеву, выступившему в роли нашего экскурсовода. Знакомство это началось с первой из тех моделей, которые производил завод: полноприводный «Соболь-Баргузин» был собран здесь 1 ноября 2002 года. Сейчас он уже переселился на главный конвейер, но осталась работа и для ЗАМСа — люксовая модификация ГАЗ-221717. От обычного «Баргузина» этот отличается улучшенной отделкой салона и богатой комплектацией: оригинальные сиденья и передняя панель с дефлекторами от Ford Focus (!), аудио/видеосистема с DVD-проигрывателем и, наконец, электропривод стекла в перегородке между водителем и пассажирским отсеком — ну чем не внедорожный лимузин! Анатолий Шамаев рассказал, что такие автомобили весьма популярны в качестве корпоративного транспорта — ведь только они позволяют, например, доставить делового партнера в аэропорт с комфортом и вовремя вне зависимости от капризов погоды и дорожных служб.

Подобный же подход в ЗАМСе к люксовке «Волг»: отделка, комплектация, окраска (здесь лучший на заводе окрасочный комплекс Haden) — все на уровне и все в соответствии с потребностями клиентов. От продукции тюнинговых фирм эти автомобили отличаются тем, что все изменения в конструкции согласованы с конструкторским бюро ГАЗа, а значит, сохраняется заводская гарантия. А совсем скоро здесь появится новая рестайлинговая «Волга» 2004 модельного года, пока еще засекреченная. Документацию на нее будут разрабатывать в УКЭР (управление конструкторских и экспериментальных работ) ГАЗа, а «расхлебывать» последствия конструкторских трудов, то есть собирать первые опытные партии, предстоит специалистам ЗАМСа (это и называется предконвейерной сборкой).

Впрочем, немало здесь и собственных разработок. В том числе и в таком весьма актуальном направлении, как коммунальная техника. В день нашего визита в цехе завершали сборку новой мусороуборочной машины на базе «Газели»: специальная рампа облегчит ей работу в труднодоступных для обычного мусоровоза местах.

Но самым перспективным проектом на ЗАМСе считают освоение выпуска микроавтобусов «Газель» ГАЗ-322132, так называемых евротакси. От нынешних «автолайнов» они отличаются возросшей — с 13 до 15 мест — пассажировместимостью, что порадует рачительных хозяев. Причем наряду с традиционной предусмотрена и «междугородная» компоновка салона, когда все сидят лицом вперед, — вход/выход немного усложняется, зато в дальних поездках больше комфорта. Высота салона за счет пластиковой надстройки увеличилась до 190 см, зловредная сдвижная дверь уступила место гораздо более удобной распашной, прибавили комфорта низкая подножка и дополнительный поручень. В таком автобусе не нужно будет пробираться к выходу в унизительной позе, согнувшись в три погибели, и долго бороться с непонятной ручкой, а затем стараться выполнить грозный наказ «Дверью не хлопать!», напечатанный на бумажке. Уже поступил первый заграничный заказ — из Южной Африки.

Увы, скорой замены всех пассажирских «Газелей» на евротакси ждать не приходится: точную цену не назвали, но наверняка все это не даром. Они станут еще дороже, когда вступят в силу новые правила, обязывающие автопроизводителей оснащать ремнями безопасности все пассажирские сиденья. Главный конструктор ЗАМСа особо подчеркнул, что, в отличие от кустарей-передельщиков, на безопасности здесь не экономят.

Итак, если вам попадется автомобиль ГАЗ с обозначением Х78 в серийном номере (у конвейерных машин — ХТН), право на которое ЗАМС получил как символ самостоятельности, знайте: он сделан там, где раньше делали «Чайки». А это говорит о многом.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Читать комментарии

Самые новые