Спортивный квадр - еще не значит гоночный

СПОРТИВНЫЙ КВАДР - ЕЩЕ НЕ ЗНАЧИТ ГОНОЧНЫЙ

фото

Сергея ПРОНИНА и Ивана КСЕНОФОНТОВА

Любая спортивная техника по сути своей всего лишь полуфабрикат. Не исключение и "квадрики": чтобы ездить быстрее, комфортнее и безопаснее, к ним еще нужно "приложить руки". Множество тюнинговых деталей, узлов и комплектов можно заказать по каталогам. Больше всего их для подвески - чтобы каждый смог подстроить квадрацикл под особенности трассы, а также собственные запросы и стиль езды. Для поездок по лесу нужны одни характеристики подвески, по кроссовой трассе - другие, для покатушек по асфальту - третьи.

Прежде всего понадобится рулевой демпфер - без него и не заикайся о безопасности езды. Нужно позаботиться и о увеличении "размаха" колес, или, как принято говорить, колеи. Знающие люди утверждают, что производители выпускают "узкоколейную" технику из тех соображений, чтобы при транспортировке машинка занимала минимум места. Что тут сказать… На спортивном ATV co штатным оснащением можно научиться разве что трогаться и ездить со скоростью пешехода. Когда же захочешь прохватить с ветерком или поучаствовать в гонках, придется установить рычаги передней подвески подлиннее.

Их три типа: самые короткие (не будем учитывать те, что устанавливают на заводе) - подходят для кантри-кросса, ралли-рейдов, езды по лесу и, наконец, просто туризма. Здесь ограничением служит ширина тропинок, протоптанных оленями, кабанами или местными жителями, спешащими на электричку. А в кантри-кроссе гонка и вовсе проходит на мотоциклетной трассе. Для кроссовых трасс колею можно сделать немного шире. Самые длинные рычаги устанавливают для скоростных гонок по асфальту или грунту. Длинные рычаги - это, в первую очередь, устойчивость аппарата в поворотах. И еще, увеличивая длину рычага, мы увеличиваем ход подвески, что особенно удобно при езде по бездорожью. Но нужно помнить: чрезмерно большая колея ухудшает управляемость квадра. Минимальное расширение колеи - 50 мм, максимальное - 100 мм. Казалось бы, всего-то 5 сантиметров, но, поверьте, эффект они приносят колоссальный.

Следующий этап тюнинга - установка длинноходных амортизаторов. Как правило, на рычагах, особенно самых длинных, существует несколько точек для крепления амортизаторов. Установите их - сразу появится множество вариантов настройки подвески. Можно закрепить амортизатор поближе к оси качания рычага и использовать пружины пожестче, а можно переставить его нижнюю проушину к концу рычага, но - с мягкой пружиной. На мой взгляд, оптимальная мера для расположения нижнего конца амортизатора - треть длины рычага от колеса. Но случаются ситуации, в которых приходится отступать от этого правила.

Если владелец ATV не в состоянии заплатить за необходимые средства для тюнинга (отнюдь не мизерные), можно доводить аппарат этапами. Но всегда первый шаг - замена рычагов. Следующий же - замена амортизаторов. При таком подходе необходимо соблюсти одну особенность - использовать только те детали, которые унифицированы по креплениям со штатными. Их в продаже много, и всегда есть из чего выбрать. Ну, а тем, кто способен заплатить столько, чтобы собрать вариант "суперспорт", и заказывает уникальные детали, возможно, придется переваривать крепления и на рычагах, и на раме.

Установка длинных рычагов влечет череду переделок. Понадобятся длинные тормозные шланги и, само собой разумеется, удлиненные рулевые тяги (идут в комплекте с рычагами). Шаровые опоры передней подвески лучше тоже заменить усиленными - штатные при "нештатных" нагрузках долго не протянут.

Выбор амортизаторов - занятие ответственное. К сведению: компания Ohlins, еще недавно считавшаяся лидером по части достоинств своих амортизаторов, сдала позиции и отошла на второй план. Не назовешь суперклассными и изделия не менее известной WP - они не соответствуют современным требованиям спортсменов. Сегодня вперед вырвались американские производители - Elka, PEK Performance, Bors Konnektion. B их амортизаторах последних моделей одна основная пружина и несколько дополнительных (которые еще называют подпружинниками) - две, а то и три. Они превращают характеристику амортизатора в прогрессивную, то бишь делают езду комфортной.

Подпишитесь на «За рулем» в