Казнить нельзя помиловать

Терминологические неточности и прочие ляпы, не позволяющие однозначно трактовать ПДД

Правила дорожного движения, как они нам сообщают в первом же своем пункте, устанавливают единый порядок дорожного движения на всей территории Российской Федерации. Тем веселей искать в них неточности и темные пятна.

Например, для затравочки, «дорожное движение» у нас, по определению, возникает только в пределах «дорог». Хотите покататься не пристёгнутым, пьяным, на машине без страховки и техосмотра – выезжайте в поле, там ПДД не действуют!

А теперь перейдем к самому интересному – к терминам. От их трактовки зависит трактовка самих правил, поэтому к ним нужно подходить максимально аккуратно. Согласны?

Мне не нравится термин «Дорожно-транспортное происшествие». Это «событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб».

Давайте рассмотрим пример (здесь и далее – на них ну очень хорошо видна абсурдность написанного в ПДД). Едете вы по дороге, решили открыть окно, а стеклоподъемник сломался! ДТП? Конечно! По определению подходит: событие возникло и ущерб причинен. Теперь по правилам водитель должен немедленно остановиться, включить аварийную сигнализацию, выставить знак аварийной остановки, вызвать полицию и пусть она разбирается, кто виноват в том, что стеклоподъемник сломался. Абсурд? Абсурд! Но всё в соответствии с коряво написанной буквой правил!

Почему-то отсутствуют термины «управление транспортным средством» и «эксплуатация». Почему они так важны? Сейчас поясню. Начнём с эксплуатации.

Представьте себе, что вы едете по дороге со скоростью 90 км/ч и вдруг обнаруживаете, что у вас не работают стеклоочистители. Эксплуатация автомобиля вам теперь запрещена. Я для себя вижу только один способ немедленно выполнить требования правил в такой ситуации – открыть дверь и выпрыгнуть из машины, во всех остальных случаях вы будете продолжать ее эксплуатировать.

Но, допустим, вы не послушались правил и остановили свою машину на обочине, включили аварийку и вызвали эвакуатор. Вы уверены, что прекратили эксплуатацию? А как же сиденье, на котором вы сидите, печка, которой вы греетесь, музыка, которую слушаете, багажник, в котором лежат ваши вещи? Немедленно (по правилам же!) выкиньте пассажиров на мороз и покиньте машину сами!

Допустим даже, что вам удалось пережить лютую стужу и эвакуатор доставил заболевшую машину в сервис. А теперь – удар ниже пояса. Поскольку ПДД не удосужились объяснить, что такое «эксплуатация», то я предлагаю всем желающим посмотреть ГОСТ 25866-83 «Эксплуатация техники. Термины и определения». А там (какой сюрприз!) указано, что ремонт – это тоже эксплуатация. То есть ваш автомобиль получил неисправность, при которой правила запрещают его ремонтировать. Сдавайте в утиль!

Это что касается эксплуатации. Теперь об управлении. Термин в ПДД опять же не прописан, поэтому воспользуемся определением дисциплины «теория автоматического управления»:

«Управление – процесс, подаваемый на вход объекта управления, обеспечивающий такое протекание процессов в объекте управления, которое обеспечит достижение заданной цели управления на его выходе».

Чувствуете, да? Любое управляющее воздействие на автомобиль с целью изменить его состояние попадает под определение управления. Это может быть открывание двери, переключение радиостанции, включение кондиционера, постановка на ручник. Всё это – управление!

Получается, правы гаишники, которые лишают прав людей, выпивающих алкоголь с друзьями в припаркованной заведенной машине. Машина заведена? Да! На ручнике? Да! Музыка работает? Да! Значит, налицо управление автомобилем в нетрезвом виде (или передача управления лицу в нетрезвом виде).

Вот, кстати, еще один пример того, что правилами водителю вроде бы запрещается, но из-за неправильно подобранной лексики запрет несложно обойти. Речь о запрете пользовании телефоном во время движения. Посмотрите на документацию своего смартфона, скорее всего, там будет написано что-то вроде «компьютер с функцией телефона». Если так, то вы можете спокойно разговаривать за рулем по своему смартфону, правила вам этого пока не запрещают (но я всё равно не советую).

Ну и, напоследок, еще пара интересных неточностей в правилах, буквально одной строкой.

1. Представьте себе, что на мосту произошло ДТП, в результате которого одна из машин упала в реку. В какой момент водитель этой машины начнет считаться покинувшим место ДТП: в момент падения или когда начнёт выбираться из тонущей машины, вместо того, чтобы включать аварийку? (да-да, правилами не предусмотрено освобождение от этой обязанности даже в случае угрозы жизни: ваш автомобиль тонет, горит, готов взорваться – всё равно по правилам вам надо жать на кнопку аварийной сигнализации, а не поскорей выбираться из него)

2. «Водитель должен уступить дорогу пешеходам, идущим к стоящему в месте остановки маршрутному транспортному средству или от него (со стороны дверей)». Обратите внимание, ничего не сказано про бегущих, прыгающих, едущих в инвалидной или детской коляске! Им что, дорогу уступать не надо?

3. Почему полиция и дорожные рабочие не являются участниками дорожного движения?

Я извиняюсь за возможную сумбурность изложения. Несмотря на все вышеизложенное, наши правила в целом неплохи, однако с терминами законотворцам стоило бы работать более тщательно.

Материал подготовлен автором личного блога. Редакция ЗР может не разделять мнения автора.

Подпишитесь на «За рулем» в

Отзывы о LADA Granta (20)

— Отличный автомобиль, полный восторг.
LADA Granta  2014
/ срок владения: более 5 лет
Достоинства:
Лично для меня комфортнее соляриса, ауди А4, лансера 10, киа рио, весты. Это то с чем сравнивал.
Недостатки:
Неправильно спроектирована установка ручника, а сейчас добавилась еще и цена
Комментарий:
Своих доработок немного: круиз-контроль, правильные светодиоды (лучше один раз заплатить до 500 руб и забыть(Китай, но правильный)) во все фонари, кроме головного света и ПТФ. Задний ход - светодиодная Н4. Головной свет и ПТФ - только Hella. Передние тормозные колодки ATE...
-41