Скрытое преимущество

Скрытое преимущество

Сразу опишем преимущества титановых клапанов перед обычными – чугунными или стальными. С ними гарантированно увеличивается срок службы двигателя: уменьшена масса деталей и инерционные силы, снижены динамические нагрузки на клапанный механизм, уменьшены потери на трение. Теперь можно форсировать мотор по частоте вращения, повышая его отдачу в зоне высоких оборотов, а значит, увеличивая максимальную мощность. Сами клапаны можно делать с различными свойствами, подбирая достаточную жаропрочность для двигателей различной форсировки.

Титановые клапаны разработаны партнерской фирмой ОКБ «Динамика» – ООО «Компоненты Двигателя» (или просто «КомпДвиг»). Уточним, что «титановые» – упрощенное обиходное название: на самом деле используется сложный сплав, один из основных компонентов которого – титан. Состав этого сплава защищен патентом США, но, как видите, успешно применяется и в России с рядом улучшений.

Сегодня «КомпДвиг» производит клапаны для двигателей VAZ 2101/">ВАЗ 2101, -2108, -2112, ЗМЗ-406.10, но по заказу может изготовить комплект для любого другого мотора. Предусмотрено два вида покрытия деталей – традиционным твердым хромом или специальным упрочненным и износостойким слоем на основе соединения Ti3AL, нанесенным методом термохимической обработки. На вид такие клапаны отличаются от обычных черным цветом.

Особенно популярны титановые клапаны среди спортсменов. Они стоят на многих чемпионских машинах. Перечислять все марки, модели и имена не стоит – достаточно назвать Porsche 996 GT3-RS гонщиков Алексея Васильева и Николая Фоменко. Температура тарелки клапана мотора этого болида в режиме максимальной мощности достигает 850°C. Естественно, обычные клапаны просто не выдержат. Максимальная же расчетная температура для титановых клапанов доходит до 900°С.

Разумеется, двигатели «гражданских» автомобилей работают в куда более мягких режимах, но при серьезной форсировке каждая деталь должна иметь большой запас прочности.

Стоимость комплекта титановых клапанов на порядок превосходит цену обычных – следствие сложной технологии изготовления и дорогих материалов. И все же такая доработка станет одной из самых оправданных модификаций автомобиля для настоящего фана тюнинга.

Фото ОКБ «Динамика»

Подпишитесь на «За рулем» в