О ДТП сообщит ЭРА-ГЛОНАСС

Услуги проектируемой в России системы передачи данных о ДТП и определения местонахождения автомобиля ЭРА-ГЛОНАСС должны быть бесплатными.

Системой ЭРА- ГЛОНАСС/GPS/GSM планируется оснащать миллионы автомобилей по всей России. Проект должен сократить время реагирования экстренных служб при ДТП на 10-30% и уменьшить последствия травматизма и смертности в авариях, а также снизить расходы бюджета на ликвидацию последствий ДТП примерно в полтора-два раза.

"Передача небольшого объема данных, включающих в себя время происшествия, VIN-кода автомобиля и обеспечение голосового обмена со службой экстренного реагирования 112, по Закону о связи, должна быть бесплатной", - подчеркнул на Международном форуме по спутниковой навигации директор программы ЭРА-ГЛОНАСС Алексей Асафьев.

В Европе аналогичная система оповещения об аварии e-Call начиная с 2014 года будет принудительно устанавливаться на все новые автомобили. "Что будет у нас - посмотрим, пока изучаем европейский опыт", - отметил А. Асафьев.

Система ЭРА-ГЛОНАСС предусматривает, что в случае ДТП водитель или пассажир смогут активировать систему, включив "тревожную кнопку". Если в результате полученных травм они не в состоянии этого сделать, то система сможет отправить информацию о ДТП на диспетчерский пункт автоматически, основываясь на данных датчика опрокидывания автомобиля или срабатывания подушки безопасности.

Пилотный проект системы ЭРА-ГЛОНАСС пройдет в Калужской области. В регионе уже закончено создание первой очереди региональной навигационной системы ГЛОНАСС, которая объединяет примерно 500 муниципальных и корпоративных диспетчерских пунктов. "В рамках проекта до конца 2012 года планируется развернуть в Главном управлении МЧС по Калужской области диспетчерский центр по автоматизированной обработке сигнала об авариях на транспорте с целью выделения среди них реального происшествия и передачи дежурному звукового подтверждения факта аварии для принятия им решения", - сообщается в материалах проходящего в Москве Международного форума по спутниковой навигации.

Система ЭРА-ГЛОНАСС будет работать на базе чип-сетов ГЛОНАСС/GPS отечественного производства. Правда, изготавливаться чип-сеты будут не в России, а в Китае. "Чип-сет российской компанией "НАВИС", способный принимать и обрабатывать сигналы обоих спутниковых систем - ГЛОНАСС и GPS, - к сожалению, будет полностью изготавливаться за рубежом. Так экономически выгоднее. Стоимость чип-сета при заказе от 50 тысяч штук составит 15-17 долларов, что полностью сопоставимо с зарубежными чип-сетами, принимающих сигналы только одной системы - американской GPS", - рассказал генеральный конструктор навигационной аппаратуры Валерий Бабаков. По его словам, двухсистемные чип-сеты для автомобильных навигаторов будут доступны в конце 2010 года, а в следующем году сами навигаторы появятся в продаже.

Вместе с тем, готов к серийному выпуску двухсистемный навигатор ГЛОНАСС/GPS разработки Российского института радионавигации и времени (РИРВ). "Опытная партия из 100 штук уже разошлась среди руководителей государства. Первая серийная партия из 5 тысяч штук осенью появится в магазинах по цене около 10 тысяч рублей", - пообещала представитель РИРВ Елена Шатилина.

"Институт радионавигации и времени - родоначальник системы ГЛОНАСС. Поэтому нет ничего удивительного в том, что мы ведем полный цикл создания навигаторов, начиная от чип-сета и заканчивая корпусом прибора, в отличие от других образцов навигаторов, изготавливаемых в Китае", - подчеркнула Шатилина.

Между тем, в ноябре 2009 года генеральный директор первого федерального сетевого оператора ГЛОНАСС- ОАО "Навигационно-информационные системы", Александр Гурко признался, что наземные технологии навигационной системы ГЛОНАСС пока существенно уступают американскому аналогу - GPS. "Казалось бы, есть все возможности для того, чтобы ГЛОНАСС, как реальная альтернатива GPS, стал по-настоящему глобальной технологией и распространился по всему миру. Однако этого не происходит. Время для активного распространения ГЛОНАСС было упущено по причине отсутствия конкурентоспособных чипсетов ГЛОНАСС/GPS", - отметил Гурко.

Однако гендиректор ГЛОНАСС считает, что у отечественной системы есть шанс развиваться дальше. На проект ЭРА-ГЛОНАСС правительство выделит в текущем году 180 миллионов рублей.

Подпишитесь на «За рулем» в