Всем по навигатору!

По мнению ряда экспертов, через пару лет группировка спутников ГЛОНАСС будет укомплектована. Стимулом к этому станет разрабатываемая Концепция создания единой вертикально-интегрированной государственной автоматизированной системы информационного обеспечения ГАС «Управление», основой которой станет «Автоматизированная система управления транспортным комплексом РФ» (АСУ ТК).

Однако что делать перевозчикам, уже оснастившим свои машины GPS-навигаторами? Что делать тем, кто не только работает по России, но и ходит за рубеж? Какому оборудованию отдать предпочтение, чтобы не потратить деньги впустую?

ГЛОНАСС GPS

ГЛОНАСС GPS

Российский рынок навигационных систем начал развиваться гораздо позже зарубежного, тем не менее сейчас установленный в машине приборчик, показывающий куда надо дальше ехать, перестал быть в диковинку. Спутниковые навигационные системы берут свое начало еще со времен холодной войны, когда две противоборствующие стороны, США и СССР, развернули их исключительно для военных нужд. Простым смертным навигационный сервис стал доступен только после соответствующего разрешения американского правительства. Не заставляя себя долго ждать, на рынок хлынул поток разнообразных GPS-навигаторов, цена на которые довольно быстро стала доступной за счет массовости производства. Были разработаны маленькие дешевые чипы, которые позволяли практически любым устройствам принимать спутниковые сигналы. Сегодня такие GPS-чипы представляют собой крошечную микросхему размером всего несколько миллиметров, изготавливаются они ежегодно миллионами штук.

В масштабах государства сложно переоценить важность навигационных систем. Военные нужды, мониторинг грузоперевозок и систем пассажирского транспорта, работа МЧС — все в сильной степени завязано на возможности быстро и четко определить координаты объектов на суше, в воде и воздухе. Средства навигации сегодня являются неотъемлемой частью инфраструктуры любого развитого государства, и Россия здесь не исключение. К сожалению, отечественная навигационная система ГЛОНАСС сильно обветшала во время экономических катаклизмов в 90-е годы. Ресурс российских спутников оказался невысок, и многие из них вышли из строя, а недостаточное финансирование не позволяло поддерживать систему в работоспособном состоянии. Ситуация изменилась буквально несколько лет назад. Стало понятно, что иметь собственную систему жизненно важно, иначе можно в один прекрасный момент остаться без навигации вообще, ведь все рычаги управления единственной, полностью развернутой и работоспособной системой GPS находятся у американцев. Опыт прошедших за последние годы военных конфликтов показал, что владельцы-операторы GPS легко могут избирательно нарушать работоспособность своей системы для определенного региона.

Блок «АвтоТрекер» АТ 85 работает в совмещенном режиме ГЛОНАСС/GPS

Блок «АвтоТрекер» АТ 85 работает в совмещенном режиме ГЛОНАСС/GPSБлок «АвтоТрекер» АТ 85 работает в совмещенном режиме ГЛОНАСС/GPS
Блок «АвтоТрекер» АТ 85 работает в совмещенном режиме ГЛОНАСС/GPS

Возможно, на данный момент критическая масса использования навигационных систем в инфраструктуре государства еще не пройдена, но в будущем нарушение работоспособности системы спутникового позиционирования неминуемо приведет к параличу всей транспортной системы и невозможности выполнения жизненно важных задач. Чего греха таить, на данный момент во многих городах России государственные и коммерческие предприятия, пользующиеся системами мониторинга транспорта, используют аппаратуру GPS, паразитирующую на сигналах американских спутников.

GSM/УКВ/ГЛОНАСС/GPS телематический терминал М2M-Cyber GLX Pro

GSM/УКВ/ГЛОНАСС/GPS телематический терминал М2M-Cyber GLX ProGSM/УКВ/ГЛОНАСС/GPS телематический терминал М2M-Cyber GLX Pro
GSM/УКВ/ГЛОНАСС/GPS телематический терминал М2M-Cyber GLX Pro

Дабы переломить щекотливую ситуацию, на правительственном уровне было решено восстановить работоспособность отечественной системы и обеспечить ей зеленый свет по внедрению во все уровни инфраструктуры. Собственные навигационные системы пытаются развернуть Китай (система COMPASS) и Европейское сообщество (система GALILEO). Поскольку у России в космосе уже имеется значительная группировка спутников (на данный момент в рабочем состоянии находится 18 штук), а у намечающихся конкурентов собственные навигационные системы только в планах или на начальном этапе развертывания, у отечественной системы есть значительная фора и все шансы выйти со своей системой на мировой рынок. Продвижение отечественной системы на экспорт может означать для нашего государства серьезную статью дохода, а также колебание стереотипов о положении России на мировом рынке в роли сырьевого придатка.

GSM/ГЛОНАСС/GPS телематический терминал M2M-Cyber GLX

GSM/ГЛОНАСС/GPS телематический терминал M2M-Cyber GLX GSM/ГЛОНАСС/GPS телематический терминал M2M-Cyber GLX
GSM/ГЛОНАСС/GPS телематический терминал M2M-Cyber GLX

Заинтересованность в этом проявляют многие государства, желающие иметь альтернативу американскому GPS по тем же экономическим и стратегическим причинам. Мировой финансовый кризис играет для России роль палочки-выручалочки, сдерживая развитие систем конкурентов.

Сравним?

Если отбросить системы GALLILEO и COMPASS как находящиеся на начальной стадии развертывания, прямым и единственным конкурентом отечественной ГЛОНАСС остается все тот же американский GPS. Из-за того что российская группировка спутников выведена не полностью, устойчивого определения координат по всему земному шару пока нет, но по просторам России система действует вполне уверенно. В будущем, с наращиванием группировки спутников (необходимое количество 24), ситуация исправится, и по зоне покрытия ГЛОНАСС станет полностью равноценна GPS. По мнению технических специалистов, у ГЛОНАСС есть пара преимуществ, по сравнению с GPS. Во-первых, это лучшая помехозащищенность — в отличие от GPS, сигнал от спутников у ГЛОНАСС передается на разных частотах. Его сложнее заглушить искусственным путем, а естественным помехам он менее подвержен за счет частотного распределения сигналов. В частности, в Москве есть места, где сигнал GPS специально глушится. ГЛОНАСС в этих зонах будет работать устойчиво. Во-вторых, потенциально из-за технических особенностей у приемников ГЛОНАСС меньше время старта, хотя по таблицам технических характеристик существующих разработок этого не скажешь. Иными словами, ГЛОНАСС-навигатор будет быстрее находить сигнал от спутников и определять местоположение. Каждый, кто пользовался GPS-навигаторами, знает, как утомительно бывает порой ожидание во время установления сеанса связи. Кроме того, американский GPS в силу врожденных особенностей системы плохо работает в северных широтах. У системы ГЛОНАСС с покрытием данной географической зоны все в порядке!

ГЛОНАСС
Первой спутниковой навигационной системой в СССР стала система «Циклон». Она была принята на вооружение в 1976 году. Позднее, в 1979 году, появился гражданский аналог этой системы навигации под названием «Цикада». Обе навигационные системы работали на основе эффекта Доплера и имели серьезные недостатки. Число спутников в военном варианте составляло лишь 6 космических аппаратов, а в гражданском — четыре. Таким образом, интервал между получением сигналов составлял до полутора часов. Кроме того, эти системы давали погрешность более 100 метров, и с их помощью можно было определить только 2 координаты. 12 октября 1982 состоялся запуск спутника для новой навигационной системы ГЛОНАСС (ГЛОбальная НАвигационная Спутниковая Система). По замыслу создателей системы она должна включать в себя 24 спутника, запущенных на три орбиты высотой 19 100 километров. Определение расстояния происходит аналогично системе GPS. 24 сентября 1993 года ГЛОНАСС начала свою работу, а в 1995 году спутниковая группировка насчитывала 24 аппарата. Но впоследствии число работающих спутников сократилось из-за недостатка финансирования. 18 мая 2007 Президент России издал указ «Об использовании глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС в интересах социально-экономического развития Российской Федерации». Этот указ определяет свободный доступ к сигналам ГЛОНАСС российских и иностранных граждан, а также возлагает на Федеральное космическое агентство функции координатора мероприятий, связанных с навигационной системой.
Плавный приход

С тех пор как Правительством РФ утвержден новый технический регламент «О безопасности колесных транспортных средств», будущее ГЛОНАСС в нашей стране предопределено. Все транспортные средства, перевозящие пассажиров, и опасные грузы должны быть оборудованы аппаратурой ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS начиная с 2012 года. При этом, согласно разъяснению ГИБДД никаких лазеек для недобросовестных перевозчиков не оставят — если транспортное средство перевозит указанные категории хотя бы раз в месяц, придется подчиниться нововведениям. Стоит ли беспокоиться уже сейчас по этому поводу и заранее устанавливать аппаратуру ГЛОНАСС в том виде, в котором она существует сейчас? Ответ на этот вопрос отнюдь не очевиден. С одной стороны, рано или поздно это все равно придется сделать, а с другой — излишняя спешка повлечет за собой существенные дополнительные расходы, учитывая существующие цены на модули ГЛОНАСС —приемников старого поколения. Большинство системных интеграторов, занимающихся разработкой и внедрением систем транспортного мониторинга, предлагают ГЛОНАСС для своих систем лишь в качестве опции. С появлением доступных ГЛОНАСС/GPS-чипов ситуация должна измениться к лучшему, и, возможно, есть смысл немного подождать, пока пройдет переходный период и ситуация с отечественной навигацией окончательно прояснится. Если есть необходимость оснащать свой транспортный парк аппаратурой уже сейчас, то важно выбрать такую систему, которая допускает безболезненный технический апгрейд в будущем.

Чтобы обеспечить максимальную точность автомобильной карты, по уже имеющимся и новым дорогам колесят мобильные «маяки»

Чтобы обеспечить максимальную точность автомобильной карты, по уже имеющимся и новым дорогам колесят мобильные «маяки»Чтобы обеспечить максимальную точность автомобильной карты, по уже имеющимся и новым дорогам колесят мобильные «маяки»
Чтобы обеспечить максимальную точность автомобильной карты, по уже имеющимся и новым дорогам колесят мобильные «маяки»

Далеко позади

Что можно купить уже сейчас и что сулит такая покупка обычным пользователям? К сожалению, на данный момент ситуация плачевна. Теоретически сейчас можно купить лишь одну модель навигатора ГЛОНАСС/GPS — Glospace SGK-70, предназначенную для обычных пользователей и поставляющуюся известным ПО «Автоспутник». Ее цена, судя по текущим предложениям в Интернете, составляет около 10 тыс. рублей, что примерно в 2 раза дороже среднестатистического GPS-автонавигатора. На рынке Glospace SGK-70 уже два года, и на момент начала продаж цена была более чем вдвое выше. С самого рождения навигатор не отвечал современным требованиям к эргономике, функциональности, был гораздо больше своих распространенных GPS-собратьев и не очень стабильно работал. Но и это еще не все. Как выяснилось, на протяжении всего срока продаж купить его было практически невозможно: продавался он, скорее, номинально, чем реально. На прилавках некоторых магазинов лежали лишь демонстрационные образцы. По оценке некоторых экспертов, таких устройств было продано несколько тысяч штук, что, по сравнению с объемом рынка GPS-навигаторов, капля в море. Главная причина дефицита ГЛОНАСС-устройств кроется в том, что для GPS давно разработаны и выпускаются недорогие, компактные и экономичные чипы приемников по типу всем известного SiRF Star III. А с ГЛОНАСС ситуация совсем иная.

До недавнего момента технологические решения в этой области выпускали несколько отечественных компаний, таких, как ФГУП «НИИ КП», ОАО «Ижевский радиозавод», КБ «НАВИС» и еще пара компаний, технологии производства приемников предлагал также Spirit Telecom. При этом с высокотехнологичными GPS-чипами у всех этих решений очень мало общего, так как построены они на обычных электронных компонентах, что, в свою очередь, выливается в большую цену, габариты и высокое энергопотребление. Позитивные подвижки произошли лишь недавно. КБ «НАВИС» спроектировало несколько вариантов чипов нового поколения серии NV08C, способных принимать сигналы не только российской ГЛОНАСС, но и GPS, а также пока до конца не развернутых GALILEO и COMPASS. Чипы рассчитаны на производство по современному техпроцессу 90 нм, а их первые коммерческие отгрузки планируется начать во второй половине 2010 года. Поскольку в России техпроцесс 90 нм пока не освоен, чипы будут производиться на европейских заводах, а затем производство плавно переедет в Россию к 2011 году, когда современные технологические линии построят на зеленоградском заводе «Микрон» или где-либо еще. За все время существования спутниковой системы ГЛОНАСС отечественными предприятиями было изготовлено около 100 тыс. приемников, которые использовались в подавляющем большинстве случаев в государственном и военном секторах. При этом потенциальный спрос на новые чипы ГЛОНАСС, который возникнет в недалеком будущем, исчисляется миллионами штук! И это только начало. Расчетная стоимость чипов нового поколения составляет около 450 рублей, что сопоставимо с аналогичными решениями для GPS.

Галилео (Galileo)
Европейский проект спутниковой системы навигации предназначен для решения навигационных задач для любых подвижных объектов с точностью менее одного метра. Ныне существующие GPS-приемники не смогут принимать и обрабатывать сигналы со спутников «Галилео», хотя достигнута договоренность о совместимости и взаимодополнению с системой NAVSTAR GPS третьего поколения. Так как финансирование проекта будет осуществляться в том числе за счет продажи лицензий производителям приемников, следует также ожидать, что цена на последние будет несколько выше сегодняшней. Помимо стран Европейского сообщества достигнуты договоренности на участие в проекте с Китаем, Израилем, Южной Кореей, Украиной и Россией. Кроме того, ведутся переговоры с представителями Аргентины, Австралии, Бразилии, Чили, Индии, Малайзии. Ожидается, что «Галилео» войдет в строй в 2013 году, когда на орбиту будут выведены все 30 запланированных спутников (27 операционных и 3 резервных). В отличие от американской GPS и российской ГЛОНАСС, система «Галилео» не контролируется ни государственными, ни военными учреждениями. Сигналы системы «Галилео», как и GPS, станут доступны всем жителям планеты, но отдельные сигналы будут использованы в военных целях или будут требовать покупки специальной лицензии.
Навигационная система «Галилео» предоставит доступ к пяти различным службам. Open Service (открытая служба) станет доступной для всех пользователей. Для этой службы будет передаваться 2 сигнала на частоте 1164–1214 МГц и 1563–1591 МГц. При использовании двух сигналов величина ошибки составит не более 8 метров. При использовании одного сигнала ошибка составит около 35 метров, что сопоставимо с точностью GPS. Commercial Service (коммерческая служба) будет обеспечивать точность определения координат до 10 см. Это станет возможным благодаря получению двух дополнительных сигналов в диапазоне частот Е6 (1260–1300 МГц). Права на использование сигнала будут продаваться через провайдеров.
Хорошая весть

Тенденции таковы, что, покупая навигатор с поддержкой ГЛОНАСС, пользователю не придется метаться в муках выбора между отечественной и зарубежной навигационными системами. Все перспективные разработки, включая и первопроходческие чипы от КБ «НАВИС», обеспечивают одновременный прием сигналов ГЛОНАСС и GPS. Обе системы будут работать одновременно, не конкурируя, а помогая друг другу определить местоположение с большей точностью и помехозащищенностью. Там, где по каким-то причинам спутники одной системы находятся вне зоны видимости (плотная городская застройка, особенности ландшафта или плохая погода), будут приниматься сигналы другой системы, и наоборот. С точки зрения навигационного ПО вовсе не важно, с какого приемника приходит сигнал — программе главное получить координаты, обработать их и представить пользователю в лучшем виде! Сейчас на рынке ПО и картографии для него довольно много игроков — как отечественных, так и зарубежных, поэтому для широкого внедрения отечественной навигационной системы не потребуется тратить много усилий: фундамент уже подготовлен. Вся территория России представлена в навигационных картах полноценно — на данный момент охвачено около 70% автодорог и населенных пунктов. Важно понимать, что для полноценной навигации недостаточно просто перевести карты в векторный формат. Для того чтобы программа могла прокладывать путь и вести по нему водителя, выдавая подсказки и сообщения о предстоящих маневрах, необходим дополнительный картографический слой с разметкой дорог, дорожными знаками и другой сервисной информацией. Работа в этом направлении постоянно ведется, и качество сервисов улучшается.

Тем не менее поддерживать актуальность информации очень сложно в быстроизменяющейся реальности, поэтому идеального ПО и карт, которые совсем не допускают ошибок, никогда не было и не будет. Большинство производителей ПО поддерживают регулярное обновление навигационных карт через Интернет или каким-либо иным способом. Помимо навигационного ПО и карт в последние годы развились интерактивные сервисы предупреждения о пробках, наиболее известные Яндекс.пробки, Navitel.пробки и СитиГИД (он же пробки на карты@mail.ru). Основаны эти сервисы на обратной связи с пользователями с помощью все тех же GSM-сетей. Около сотни тысяч пользователей ежедневно сообщают в диспетчерские центры о проблемах на дороге, эта информация обрабатывается и оперативно рассылается обратно в понятном для навигационного ПО виде. Таким образом, программа, прокладывая оптимальный маршрут движения, учитывает текущую ситуацию на дорогах. Надо сказать, что, учитывая специфику грузоперевозок, еще есть куда расти как навигационному ПО, так и самой картографии. Насколько нам известно, на данный момент на рынке нет ни одного предложения, где в картах содержалась бы информация о грузоподъемности мостов, ограничениях по высоте транспортных средств и другая важная для многих автоперевозчиков, но специфическая информация.

NAVTEQ

Сергей Одинец, директор по развитию NAVTEQ

Сергей Одинец, директор по развитию NAVTEQСергей Одинец, директор по развитию NAVTEQ
Сергей Одинец, директор по развитию NAVTEQ

— Наша компания специализируется на создании высокоточных карт для навигационных систем, в том числе российской ГЛОНАСС. В сегменте навигации коммерческого транспорта мы предлагаем два продукта — Truck POI и NAVTEQ Transport. Первый содержит информацию об АЗС и станциях техобслуживания. Второй — такие важные данные, как ограничения по высоте, ширине, длине, массе транспортного средства, возможности перевозки опасных грузов и т. д. Оба продукта пока недоступны в России. Высокая точность карт достигается не только благодаря использованию при их изготовлении аэрофотосъемки, но и верификации дорог мобильными командами. Например, при создании карт Московской и Ленинградской областей мы столкнулись не только с дорогами, отсутствующими на исходных картах, но и дорогами-призраками!

На циркулирующих на рынке картах они есть, а в реальности уже нет или никогда не было. Поэтому в процессе создания надежной навигации для транспортной индустрии мы в первую очередь ставим себе цель по созданию точной навигационной картоосновы России. Если говорить об инновациях в нашей области, то они, прежде всего, касаются процесса сбора атрибутов и геометрии дорог. Так, новый LIDAR-локатор NAVTEQ позволяет захватывать более 1,5 млн пространственных координат каждую секунду. Это существенно больше в сравнении с другими системами LIDAR. Вращающаяся система лазеров способна собирать данные на большей дистанции — приблизительно до 120 метров, и с более высокой скоростью, позволяя сканировать дорожные знаки по ограничению скорости и одновременно выполняя детальное сканирование местности в меньшем радиусе. Тогда как другие локаторы LIDAR используют одноступенчатое сканирование, которое позволяет получить данные в секторе с углом 90 градусов. 64 вращающихся лазера NAVTEQ собирают информацию по кругу. К другим особенностям системы относятся способность автоматически генерировать параметры объектов, например, высоту моста и ширину пролета с точностью до сантиметра. Например, в случае дороги под мостом это позволит собрать не только ограничения согласно дорожного знака, но и реальные геометрические ограничения по высоте в привязке к полосе дороги. В 2010 году начнется оснащение полевых командNAVTEQ такими LIDAR-локаторами. Надеюсь, что мы сможем их использовать и в России.
NAVSTAR GPS
NAVigation Satelli-tes providing Time And Range, Global Positioning System (читается «джи пи эс») позволяет в любом месте Земли, включая приполярные области, почти при любой погоде, а также в космическом пространстве вблизи планеты определить местоположение и скорость объектов. Система разработана, реализована и эксплуатируется Министерством обороны США. Основной принцип использования системы — определение местоположения путем измерения расстояний до объекта от точек с известными координатами, спутников. Расстояние вычисляется по времени задержки распространения сигнала от посылки его спутником до приема антенной GPS-приемника. То есть для определения трехмерных координат GPS-приемнику нужно знать расстояние до трех спутников и время GPS-системы. Таким образом, для определения координат и высоты приемника используются сигналы как минимум с трех спутников.
Дополнительные функции

Условно все навигационное оборудование можно разделить на две категории. Первая — приборы индивидуального пользования, когда навигатор служит только для того, чтобы определять местоположение объекта, показывать его на карте и прокладывать маршрут до искомой точки (если это предусмотрено соответствующим ПО). Вторая — когда приемник ГЛОНАСС/GPS является частью более развернутой информационной системы (см. «Рейс» №5–2009 г. «Расширение штата»). В этом случае устройство обычно выполняет все функции, описанные для первой категории, а также передает информацию посредством некоего беспроводного интерфейса в диспетчерский центр или сеть, где эти данные обрабатываются и на их основе принимаются решения.

На сегодняшний момент наиболее популярный транспорт для передачи информации — сотовые сети GSM, а именно протокол GPRS. Судя по всему, ситуация не изменится и в обозримом будущем. Такому положению дел способствуют два фактора: хорошая карта покрытия сетями GSM больших территорий и умеренные тарифы на передачу данных. Скорости GPRS для трекинга координат объектов и передачи дополнительной служебной информации более чем достаточно, поэтому переход на другие возможные стандарты 3G, 4G (WiMAX или KTE) и т. д. в перспективе понадобится только для наращивания видов сервисов систем мониторинга, требующих передачи больших объемов данных. Примером здесь может служить необходимость передавать в диспетчерский центр изображение с одной или нескольких видеокамер, установленных на транспортном средстве.

Рынок мониторинга начал активно развиваться в начале 2000-х годов. До этого устройства с обратной связью интересовали потребителей только с точки зрения охраны. С развитием технологий стало понятно, что интеллектуальные системы мониторинга очень выгодны, прежде всего, с экономической точки зрения, так как позволяют экономить топливо, следить за действиями сотрудников, грамотно организовывать логистику и т. д. Экономический эффект от внедрения таких систем с лихвой окупает все затраты на установку аппаратуры, абонентскую плату или расходы на содержание дополнительного штата сотрудников.

При этом все функции обеспечения безопасности в системах мониторинга сохранились и развились с технической точки зрения. Сегодня на выбор есть полный арсенал средств начиная с установки тревожных кнопок, всевозможных датчиков и радиомаяков до экстренной связи с водителем и установки видеокамер непосредственно на транспортном средстве. В перспективе в России предполагается создать единую систему безопасности транспортных средств на базе навигационной системы ГЛОНАСС (см. «Рейс» №6–2009 г. «Искусственный разум»). Государство определило федерального сетевого оператора навигационных услуг НИС «Навигационно-информационные системы» согласно постановлению правительства в июле 2009 года. В постановлении сказано, что НИС должен создать инфраструктуру для того, чтобы оборудование различных производителей было совместимо друг с другом и могло работать в рамках единой информационной сети. Фактически НИС является дочерней структурой ОАО «Российские космические системы», и речь в данном случае идет о создании неких стандартов для будущей единой системы. К сожалению, пока все находится на этапе разработки и проектирования. Каким образом государству удастся объединить сеть разобщенных мониторинговых систем, существующих во многих городах России и оснащенных собственными диспетчерскими центрами? Очевидно, эта задача не из простых. Потребуется значительное время на реализацию и соответствующие финансовые вливания. Сложно говорить о том, чего пока нет, но попробуем немного пофантазировать. Единая система предполагает глубокую интеграцию с государственными структурами, следовательно, для перевозчиков в целом это обернется увеличением уровня безопасности, а также более быстрым реагированием соответствующих служб в случае возникновения нештатных ситуаций. С другой стороны, государство получает в свои руки мощное средство контроля, а возможно, и экономического воздействия. Теперь спецслужбы или, скажем, налоговая инспекция смогут сравнить реальный пробег машины и то, что указано в отчетных документах, и сделать на основании этого соответствующие выводы.

BeiDou
Китайское правительство официально утвердило программу развития национальной спутниковой системы в 1993 году. Эта система получила названиеBeiDou 1. Это выражение можно перевести с китайского как «большой ковш» с указанием на группу из семи звезд в созвездии Большой медведицы. BeiDou 1 имеет принципиальное отличие от GPS, поскольку в китайской системе спутники располагаются на геостационарных орбитах, то есть постоянно находятся над одной и той же точкой земной поверхности. Орбиты двух спутников определяются следующими меридианами — 80° и 140° восточной долготы, орбиты третьего и четвертого спутников можно обозначить как GEO 110.5°E иGEO 86°E (геостационарные орбиты). Это позволяет получать сигналы системы на площади, ограниченной меридианами (70°-140° E) и параллелями (5°-55° N). Следовательно, спутники полностью покрывают территорию Китая и некоторых соседних государств. Сегмент контроля включает в себя три наземных станции. Система обеспечивает точность определения координат с погрешностью не более 100 метров, однако при использовании дифференциальных методов разброс может быть уменьшен до 20 метров.
Еще одно существенноеотличие BeiDou 1 от GPS — метод определения координат. Навигатор в китайской системе не только приемник, но и передатчик сигнала. Станция мониторинга через два спутника посылает сигнал пользователю. Устройство пользователя после получения сигнала посылает ответный сигнал через оба спутника. Наземная станция по задержке сигнала рассчитывает географические координаты пользователя, определяет высоту по имеющейся базе данных и передает сигналы на устройство пользовательского сегмента. Следовательно, навигаторы для BeiDou 1 более дорогие и массивные, поскольку служат и для передачи сигналов. Однако число пользователей, одновременно работающих с системой, ограничено — 150 человек. Следующим шагом в развитии национальной навигационной системы Китая станет Compass Satellite Navigation System, или BeiDou 2. Цель этой системы — обеспечение непрерывного определения координат и скорости с высокой точностью. Долгосрочная цель — построение глобальной спутниковой системы, подобной ГЛОНАСС и GPS. BeiDou 2 будет предоставлять два типа обслуживания: открытые сигналы и сигналы, доступные только для лицензированных или военных пользователей. Точность определения координат в пределах 10 метров, скорость 0,2 м/с, а время 50 наносекунд.
Эксперт Евгений Белянко главный конструктор компании«М2М телематика».

— Стоит отметить, что системы мониторинга и управления автотранспортом представляют собой сложный комплекс, состоящий из терминалов, датчиков, программного обеспечения. Все эти составляющие нуждаются в комплексном проектировании. Говорить отдельно о преимуществах и недостатках оборудования не имеет смысла, необходимо рассматривать всю систему целиком: каналы связи, структуру и количество диспетчерских центров, каким образом они связаны между собой, какие уровни доступа имеют и пр. Компания «М2М телематика»занимается проектированием и поставкой таких систем. Основа любой системы — абонентские терминалы. Cyber GLX — универсальный терминал, который ориентирован на построение систем мониторинга на основе канала связи GSM. Он удобен тем, что это компактное, многофункциональное и недорогое устройство, которое может решить большую часть задач, касающихся мониторинга транспорта. Для навигации терминал использует системы ГЛОНАСС и GPS. Cyber GLX PRO — специальный терминал, разработанный в соответствии с техническими требованиями МВД (может также применяться в других отраслях). Его отличие в том, что он поддерживает несколько каналов связи, например, GSM и УКВ-радиосвязь. Cyber GLX PRO имеет специальное конструктивное исполнение — металлический защищенный корпус, емкий встроенный аккумулятор и специальный режим энергосбережения. Это профессиональное устройство для построения серьезных систем мониторинга. Терминал INMARSAT наиболее востребован там, где возникают проблемы с GSM-связью, то есть единственный канал передачи данных — только система INMARSAT. Терминал удобен тем, что он достаточно компактен, у него малогабаритная антенна, которая крепится на крыше транспортного средства. При использовании терминала следует помнить, что в высоких широтах INMARSAT работает неустойчиво.
Поможет ли единая система от угонов?

Техническое оснащение угонщиков совершенствуется с каждым годом, также как средства противодействия им. Узким местом безопасности с точки зрения информационной системы является канал обратной передачи данных. Если сработал датчик охраны, водитель нажал тревожную кнопку, или машину угнали, и она едет в неизвестном направлении, а диспетчер не получил об этом никакой информации, смысла в такой системе безопасности не очень много. Нейтрализовать сигнал сотовой сети GSM специальной глушилкой очень просто. Единственное, что будет видеть в этом случае диспетчер — пропажу обратной связи с транспортным средством, а такая пропажа может произойти и по массе других причин помимо вредоносных действий злоумышленников.

Связь может отсутствовать, если транспортное средство находится в туннеле или подземном гараже, вышло из зоны покрытия GSM-сети, сотовая сеть перегружена (а GPRS-протокол реализуется в сетях GSM на вторичной основе) и т. д. Кроме того, передача данных по GPRS в диспетчерский центр осуществляется не постоянно, а через некоторые промежутки времени. Если связи нет более заданного критического времени, то это является серьезным поводом для беспокойства, и становится ясно, что что-то не так, но за этот срок транспортное средство могут отогнать на значительное расстояние и спрятать. Точно и оперативно определить критическую ситуацию в случае обратной связи по сотовым сетям на данный момент затруднительно — система сможет помочь лишь в случае низкой квалификации угонщиков. В качестве альтернативы или дополнения к такой системе можно рассматривать различные радиомаяки, отсылающие в диспетчерский центр периодические сигналы. Самопроизвольная пропажа сигнала от радиомаяка также возможна из-за особенностей распространения радиоволн и других факторов поэтому диспетчер столкнется в данном случае с точно такими же трудностями, но у радиомаяка есть преимущество: по радиосигналу угнанное транспортное средство можно разыскать с помощью пеленга. Разумеется это справедливо лишь в том случае если квалифицированные угонщики с помощью специальной аппаратуры не разыщут передатчик и оперативно не обезвредят его. Единая всероссийская система мониторинга дает здесь дополнительные выгоды только с точки зрения скорости реагирования на нештатные ситуации милиции и других спецслужб, а качество распознавания самой ситуации и реагирования на нее пока остается под вопросом. Все зависит от конкретной реализации системы в будущем.

  1. Приход ГЛОНАСС неизбежен.
  2. Полное укомплектование группировки спутников и насыщение рынка навигационным оборудованием произойдет в течение двух лет.
  3. Карты для навигации по территории России есть. «Белые пятна» будут закрыты в ближайшее время.
  4. Максимальную точность и лучший прием сигнала обеспечивают навигационные системы, имеющие два приемника, — ГЛОНАСС и GPS.
  5. Для работы на международных маршрутах лучше использовать навигационные системы, автоматически подгружающие карты регионов.
  6. Китайская, японская и индийская системы навигации для российского перевозчика не актуальны.
  7. Для перевозчиков, работающих по территории Европы, в перспективе актуально использование оборудования с приемниками европейской навигационной системы «Галилео».

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Читать комментарии

Самые новые