Формула-1: Будни Петрова

В трех ведущих командах пилотов не разделяют на первого и второго. К концу сезона такое равенство может привести к конфликтам, которые способны повлиять на исход чемпионата. Внутрикомандные взаимоотношения отследил Сергей Зиновьев.

ЭФФЕКТ ПЕТРОВА

Дочь, раньше не особенно интересовавшаяся гонками, на днях засыпала вопросами: «Пап, а кто такой Петров? А какие цвета у команды «Рено»? А что за правила в Формуле-1?». Даже когда Аршавин перешел в «Арсенал», такой вспышки интереса не возникло! Рассказал, объяснил. Оказалось, половина ее одноклассников теперь болеют за Петрова.

Наверное, только так можно понять, что испытывали жители Малайзии, когда в Формулу-1 пришел первый малайзиец – Алекс Йонг. Или жители Индии, когда Нараин Картикеян дебютировал в составе «Джордана». И каково значение Роберта Кубицы для Польши. Вот и у нас в Формуле-1 есть свой пилот! Даже те россияне, которые до недавнего времени отдавали предпочтение «Феррари» или «Мак-Ларену», с любопытством следят за соотечественником.

Себастьен Феттель в дебюте добился ощутимого перевеса над партнером по команде «Ред Булл» Марком Уэббером. Фернандо Алонсо в «Феррари» многое придется доказывать.

Признаться, не верил, что первый сезон в Формуле-1 сложится для Виталия легко, а успехи придут быстро. Два года назад Нельсон Пике-младший, выступая за ту же «Рено», набрал первые очки лишь на восьмом этапе. А ведь бразилец, в отличие от россиянина, целый сезон работал в команде тест-пилотом. И вообще, примеры моментального взлета на вершину чемпионата мира крайне редки. И происходят, если молодой гонщик сразу попал в топ-команду – как Льюис Хамильтон. Вот почему ждать от Петрова скорых побед наивно.

Но темп Нельсона Виталий уже превзошел, даже если считать по прежней системе начисления очков (до прошлого сезона очками премировали первую восьмерку на финише). Наш парень занял седьмое место в четвертом старте чемпионата – Гран-при Китая. А если еще вспомнить, как именно россиянин его добыл и кого при этом обогнал!.. Следующая важная веха на пути любого гонщика Ф-1 – подиум. Пике на нем побывал в десятой по счету гонке.

Льюис Хамильтон все азиатские Гран-при провел «позади кого-то», совершив в среднем по восемь обгонов за гонку – небывалый показатель!

Команда «Рено» явно на подъеме, и связывают это с переменами в высшем руководстве – новый владелец, новый шеф, новый главный конструктор. Машина для сезона-2010 получилась достаточно быстрая и, несомненно, способна вывезти в призеры, что и доказал Роберт Кубица в Австралии. Хотя у «Рено» традиционно не самый большой бюджет, команда постоянно совершенствует автомобиль. «На базе в Энстоуне инженеры работают чуть не круглосуточно, – подтверждает Виталий, – в итоге на каждом из азиатских этапов машину оснащали новыми элементами».

ПРОТИВОСТОЯНИЯ

С командой Виталию повезло! И еще одно, что очень важно для новичка: в «Рено» нет внутренней напряженности и явного предпочтения одному из пилотов. Накануне открытия сезона Петров говорил, что рассчитывает побороться с опытным партнером Кубицей, но это скорее дань ритуалу: амбициозный гонщик не может говорить иначе. У Роберта за плечами три полных сезона, он явный лидер команды и пока опережает россиянина по всем показателям. На трассах всех четырех азиатских этапов их пути ни разу не пересеклись – ни один не помешал другому.

По выражению лица Михаэля Шумахера порой видно, что проблем у него в «Мерседесе GP» больше, чем у молодого партнера по команде Нико Росберга.

Иная обстановка в «Феррари». Можно сказать, она начала накаляться. В Австралии Фелипе Масса определенно сдерживал Фернандо Алонсо. В результате на китайском этапе испанец, вновь терявший время за спиной Массы, совершил обгон партнера на узком съезде от трассы в боксы! Маневр многим показался некорректным, однако правилам он не противоречит – на сей счет в них просто нет соответствующего пункта. «Феррари» обвинила прессу в попытке рассорить пилотов и выдала успокаивающие комментарии: дескать, обычный гоночный эпизод, нет претензий ни к Массе, ни к Алонсо. Фелипе признал, что ошибся в повороте, сбросил скорость – сам виноват, а Фернандо все сделал правильно. Но бразилец тактично умолчал о том, что потерял на этом ровно столько секунд, сколько потребовалось механикам для замены колес на машине Алонсо! Некогда, будучи пилотом «Мак-Ларена» и пострадав в схожей ситуации, Алонсо шумно возмущался, хотя речь шла всего лишь о результатах квалификации. Думается, что и в «Феррари» испанец молчать не станет, если почувствует, что Массе команда уделяет больше внимания.

Десятые места – не тот результат, на который рассчитывал Михаэль Шумахер, возвращаясь в Формулу-1. Неужели его время прошло?!

Странная, подозрительная тишина в «Мак-Ларене», соединившем двух британских чемпионов мира. После каждой гонки Дженсон Баттон и Льюис Хамильтон обнимаются, в общении с прессой друг друга нахваливают... Долго ли идиллия продлится? Подсчитано, что в четырех гонках Хамильтон совершил 32 обгона, а Баттон – только семь. При этом Дженсон дважды выиграл, лидер чемпионата именно он. Льюис ведет себя сдержанно: «В команде мы абсолютно равны, хотя, разумеется, хотим одолеть друг друга. Мне нравится такое соперничество. Все гонки были сложными, в том числе из-за погоды, и наивысшие результаты принес более рациональный подход Баттона. Дженсон умен, осторожен, риск сводит к минимуму. Я же ездил агрессивно, вел жесткую борьбу... Но по очкам я ему уступаю немного. Надо одержать пару побед, и все пойдет как надо».

Шеф команды «Рено» Эрик Буйе всегда готов дать полезный совет Виталию Петрову. Россиянин в команде – полноценный игрок, а не «подносчик снарядов» для партнера.

А ГДЕ ШУМАХЕР?

То, что Шумахер слабо выступил на всех азиатских Гран-при (одно шестое место, два десятых и сход), объясняют двумя причинами. Первая – слишком мало Михаэль провел предсезонных тестов, просто не успел вкатиться, прочувствовать машину. Вторую озвучил руководитель команды Росс Браун: «В Шанхае он много терял в медленных поворотах – задним шинам катастрофически не хватало сцепления с дорогой, тогда как у Росберга все шло нормально. Это странно, поскольку такие проблемы характерны для быстрых виражей».

За исключением скучного уик-энда в Бахрейне, все гонки проходили весьма напряженно. А обгонов совершено едва ли не больше, чем за весь прошлый сезон.

Высказывались самые разные прогнозы относительно возвращения семикратного чемпиона в Формулу-1. В том числе крайне пессимистичные: дескать, Михаэль проедет полсезона, а потом под благовидным предлогом уйдет, уступив место кому-нибудь помоложе. Рискнем предложить кандидатуру Хюлькенберга – он талантлив, и он немец. Станет в «Мерседесе GP» два пилота по имени Нико – красиво!

Но лучше, конечно, вернуть прежнего Шумахера – быстрого, напористого и удачливого. Сам он ничуть не падает духом: «Мы постепенно прогрессируем, но в мелочах. Лишь в мае готовится серьезное обновление машины. Думаю, причина моих проблем кроется в настройках автомобиля, а найти оптимальные нелегко: техника Формулы-1 сильно изменилась, многие прежние приемы уже просто не работают»... Однако Росберг ушел на 40 очков вперед, и если даже к лету Михаэль станет «прежним Шумахером», полезно ли это будет команде? Нико ведь борется за высший титул!

Четыре «поула» в четырех гонках – и всего одна победа. КПД у «Ред Булла» пока невысок, хотя потенциально это главный фаворит и будущий чемпион.

Расстановку в группе лидеров многоопытный Михаэль оценивает любопытно. Относительные неудачи «Феррари» в Малайзии и Китае его не смутили, он приравнивает свою бывшую команду по силе к «Ред Буллу»; «Мак-Ларен», лидер чемпионата, стоит, по мнению Шумахера, на одной ступеньке с «Мерседесом GP», а затем следует «Рено». Логика в этой расстановке есть: на результаты китайской гонки слишком уж повлиял дождь. В частности, машины «Ред Булла» в таких условиях не настолько хороши, как в гонках на сухом покрытии. Это признал и шеф команды Кристиан Хорнер: «При нормальной погоде мы, думаю, никому не оставили бы шансов. И потом, помешали непредвиденные обстоятельства – например, Марк Уэббер на одном из пит-стопов зацепил домкрат, пришлось даже менять антикрыло».

Если Шумахер прав, то середина сезона обещает колоссальную интригу: преследуемая «Ред Буллом», «Феррари» будет нагонять «Мак-Ларен». А ведь зрители еще весной, по данным проведенного в Европе опроса, были убеждены: нынешний чемпионат – самый интересный из тех, что прошли в XXI веке. А для нас, россиян, наверное, вообще за всю историю Ф-1.

Подпишитесь на «За рулем» в