Полуторный cолярий

Полуторный cолярий

"Газель" - самый массовый грузовичок России. И дорабатывают его тоже массово.

Что нужно нашему коммерческому авто? Перво-наперво простой и недорогой дизель. Сам завод предлагает только дорогущий Steyr, и то в ограниченных масштабах. Вот и появились фирмы, готовые оснащать «Газели» дизелями от иномарок.

По-польски

Вполне подходящий дизелек – «Андория». Разработан еще в восьмидесятые поляками для «Жука» и «Нисы», сделанных на победовских агрегатах. Из-за чугунных головки и блока мотор получился тяжеловатым – 240 кг. Однако в остальном вполне актуален, ведь проектировали его с оглядкой на лидеров дизелестроения – Perkins, Mercedes, VW. Сухие гильзы, несколько устаревшее предкамерное смесеобразование, верхний распредвал с ременным приводом, форсунки и 4-плунжерный рядный ТНВД – Bosch или MotorPal – все просто и понятно. Со временем появился турбонаддув...

Не так давно поляки вспомнили об исторических корнях своего мотора. Размеры, точки крепления коробки и двигателя позволяли установить его на румынский джип ARO и многочисленные «уазики», находящиеся за пределами России. Так что появление «Газели» поляки восприняли как дар судьбы. Российские полуторки пошли на экспорт в ближайшее зарубежье, а там прожорливый и ненадежный ЗМЗ-402 восторгов не вызывал. Расторопные дилеры ГАЗа на Украине, в Молдавии, Литве начали ставить «Андорию», а вскоре к ним присоединились Чехия и Венгрия.

В России за установку польского дизеля взялась нижегородская фирма «Раша», тоже газовский дилер. Тут пригодился опыт работы со «Штайром»: из его комплектующих для «Газели» подошел целый ряд деталей. В Нижнем решили несколько поднять мощность «Андории» – увеличили цикловую подачу ТНВД и ввели промежуточное охлаждение воздуха. Для более мощного стартера и российской зимы аккумулятор ставят побольше – 77 А.ч. Шумов у дизеля, конечно, больше, но... на «Газели» они особо не досаждают. Тем более тяга и разгон улучшились, так чего же еще надо. Обороты максимальной мощности снизились – все-таки дизель, на трассе чаще приходится включать «пятую». И ведь прет на ней в гору!

По-немецки

Mercedes CLS/"> Mercedes CLS/">Mercedes CLSnbsp;вский дизель ОМ616 продержался на конвейере почти 30 лет – до восьмидесятых годов. Модификации самые разные – от легковых до вариантов для 1,5-тонных Т1 и легендарных «унимогов». Конструкция – предкамерное смесеобразование, верхний распредвал с цепным приводом, 4-плунжерный ТНВД. Единственная слабость – старинная набивка заднего коренного сальника (правда, надежная). Был еще и 5-цилиндровый мотор – ОМ617, очень уважаемый в России...

Чугуна у обоих в избытке, блок не гильзован, но есть два ремонтных размера поршневой и четыре – коленвала. Неудивительно, что первые попытки скрестить «Газель» с Mercedes проводились на этих моторах. Владелец «Газели» покупал по дешевке разбитый или гнилой «мерс», сам устанавливал двигатель от него на кормилицу, всеми правдами и неправдами получал одобрение на ГАЗе или в НАМИ и регистрировал в ГАИ переделку.

Придать народному творчеству цивилизованный вид взялся московский дилер ГАЗа фирма «ГАЗ-Центр», устанавливая на полуторку ОМ616 индийской сборки. Известно, «мерин» не состоит в родстве с «Газелью», поэтому переделок хватает – траверсу переднего крепления двигателя приходится делать заново.

Чтобы не мучиться с приобретением и установкой мерседесовской коробки, разработали переходник под картер сцепления ЗМЗ-406 и оставили газелевскую. Помпу освободили от пропеллера и на радиатор поставили российский электровентилятор. Воздушный фильтр от ЗМЗ-406 – современный и эффективный. Приемную трубу глушителя к выпускному коллектору тоже пришлось подгонять, но это мелочь.

ОМ616/17 – атмосферный, рабочий объем невелик, откуда взяться мощности? Потому и скорость у «Газели» с ним поменьше, и «пятую» можно подоткнуть только на пустой машине. Из явных достоинств разве что относительная дешевизна, экономичность и неприхотливость к качеству дизтоплива.

Правда, есть перспектива – более современные и мощные мерседесовские дизели, к примеру «пятерка» ОМ602 с турбонаддувом. Говорят, такая «Газель», да еще с автоматической коробкой, уже колесит по просторам России. Может, и не одна.

Фото автора

Подпишитесь на «За рулем» в