Технологии BMW: Водитель больше не нужен

Человек все меньше и меньше нужен автомобилям БМВ – даже в качестве водителя. Какие электронные новшества будут внедрены на этих машинах в ближайшее десятилетие? В лабораториях перспективных исследований немецкой компании искал ответ Дмитрий Федоров.

ПРОЙТИ В ИГОЛЬНОЕ УШКО

Вот ситуация, типичная для европейских стран с многорядными скоростными шоссе: вы летите по просторной трассе, все хорошо и замечательно, пока впереди не появляются знаки, предупреждающие о дорожных работах. На смену широким полосам приходят более узкие временные, отмеченные желтой разметкой. Простора для безопасного обгона становится гораздо меньше, и вы сомневаетесь, стоит ли опережать идущий справа автопоезд, втискиваясь между его громадными колесами и расположенным слева отбойником. Придать водителю уверенности в такой ситуации призвана новая система Narrow Passage Assistant.

Принцип работы устройства таков. В автомобиле активирована система, удерживающая его в пределах разметки. Когда до идущей в соседней полосе машины или участка дороги, зажатого временными барьерами, остается метров сто, лазерный сканер начинает оценивать безопасность прохождения узкого места. На ветровое стекло проецируются метки, демонстрирующие запас по ширине справа и слева. Если с каждой стороны остается минимум 0,5 м – препятствий для проезда нет. От 0,2 до 0,5 м – требуется повышенное внимание. Меньше 0,2 м – вспыхивает тревожный символ, предлагающий отказаться от маневра.

Машина вошла в узкий коридор – эстафету принимают ультразвуковые сенсоры. Они отмеряют дистанцию по бокам автомобиля. Если вы неосторожно сблизитесь с соседней машиной или защитным барьером, вам напомнят об опасности коротким возвратным импульсом на руле.

Протискиваться в узкие места на собственный страх и риск больше нет нужды: за расчет безопасной дистанции в скором времени станет отвечать электроника.

Еще одна идея, нацеленная на перспективу, – автомобиль будет способен самостоятельно заезжать в тесный гараж. Такой, где человеку трудно выйти из салона, не задев дверью стенку или стоящую рядом машину. Система высчитывает траекторию движения в стесненном пространстве на основе изображений, сделанных цифровой камерой – она расположена рядом с внутренним зеркалом заднего вида. Точкой, относительно которой электроника просчитывает траекторию заезда, служит специальный рефлектор, закрепленный на стене гаража. Руль крутит встроенный в рулевую рейку электромотор (он уже есть в автомобилях с активным рулевым управлением). Автоматическое включение первой передачи и реверса, а также постановка в положение «паркинг» тоже не проблема, ведь в последних моделях БМВ, оснащенных автоматической трансмиссией, нет механической связи между селектором и самой коробкой передач – команды передаются по проводам. За сближением автомобиля с препятствием следят обычные ультразвуковые датчики – если что, они сразу прикажут машине остановиться.

Движение назад повторяет траекторию въезда – машина остановится именно в том месте, где получила исходную команду заехать в гараж. Все, что требуется от водителя, – держать кнопку на брелоке до завершения процесса. Стоит ее отпустить, автомобиль моментально затормозит. А если после выезда дверь в течение определенного времени не открыли, машина самостоятельно запрет замки и остановит двигатель.

В компании БМВ уже четыре года отлаживают систему автоматизированного заезда в тесный гараж.

АВТОПИЛОТ

Не менее интересная тема – автомобиль, способный без участия водителя выйти из потока и остановиться в безопасном месте. Допустим, человеку стало плохо во время движения по автобану, он даже потерял сознание. Обычно это грозит катастрофой. Но уже на нынешнем этапе развития техники трагический сценарий можно исключить.

Вот как должна развиваться в идеале ситуация с беспомощным господином за рулем. Состояние водителя непрерывно контролируется: по частоте моргания, по смещению кузова относительно полосы и другим признакам компьютер определяет, способен человек вести машину или нет. В случае необходимости электроника берет управление на себя. Современные модели уже оснащены массой устройств, снимающих с водителя многие заботы и обязанности. Теперь стоит задача объединить их в комплекс, способный самостоятельно принимать решения.

Автомобиль надежно припаркован, спасатели вот-вот подъедут – так, по мнению специалистов немецкой компании, должен выглядеть финал поездки с потерявшим сознание водителем.

Смотрите, электронный «эвакуатор», используя данные навигационной системы о местоположении автомобиля и хранящиеся в памяти карты, рассчитает наиболее безопасный сценарий выхода из потока и найдет место для остановки. Системы, отвечающие за удержание полосы и предупреждающие об опасности перестроения, при содействии активного рулевого управления сумеют аккуратно провести автомобиль через соседние ряды без помех для других участников движения. Активный круиз-контроль возьмет на себя функцию регулятора скорости и мягко притормозит машину на обочине. «Старт-стоп» заглушит двигатель, после чего еще одна система оповестит службу спасения о местонахождении автомобиля.

ТЫ МНЕ – Я ТЕБЕ

Программа Car-to-X Communication – глобальный проект: в нем участвует не только БМВ, но и другие гранды европейской автопромышленности. Его цель – научить автомобили, мотоциклы, а также дорожную инфраструктуру постоянно обмениваться информацией друг с другом в режиме реального времени. Зачем? Чтобы заранее предупреждать водителя о возможной опасности.

Ситуация вроде бы безобидная, но дисплей в комбинации приборов мотоцикла уже предупредил водителя: впереди кто-то экстренно тормозит.

Если где-то произошла нештатная ситуация, сопровождающаяся экстренным торможением, массовым включением дворников, противотуманных фар или срабатыванием системы стабилизации, то идущие следом автомобили и их водители мигом получат предупреждение. Больше не будут страшны «слепые» перекрестки – автомобили и мотоциклы оповестят водителей о своем приближении.

А вот как выглядит эта ситуация с высоты птичьего полета.

Светофоры тоже поучаствуют в обмене данными. Они сообщат приближающимся машинам о том, какой сигнал сейчас горит и сколько осталось секунд до его смены. Автомобиль же, сверив полученные данные с расстоянием до светофора и собственной скоростью, сможет рекомендовать водителю прибавить или снизить скорость, чтобы проскочить перекресток без задержки.

С внедрением обмена данными между автомобилями и дорожной инфраструктурой машина сама станет предупреждать водителя о смене сигнала на светофоре.

Подпишитесь на «За рулем» в