Ретротюнинг

Реставрация, кастомайзинг, тюнинг... Стимпанк, рэт-лук, хайтек... Для одних – понятия из разных миров, для тех же, кто свободен от венца Хранителя Истории, – почти стандартные приемы воскрешения того, что «по науке» именуется олд- и янгтаймерами, а «по жизни» – просто олдскулом.

Самые большие заблуждения и самая несусветная чушь – «общеизвестные истины». Ибо все, что за пределами законов физики – не более чем иллюзия реальности, размноженная сначала в индивидуальном, а затем в коллективном сознательном и бессознательном. Что уж тут говорить о каких-то правилах, навязанных сообществу отдельными группами фанатиков! Например, об Оригинальном Состоянии как венце трудов всякого, в чьи руки попал олд-, а то и янгтаймер. Напомню аксиому, преподносимую как истину (ту самую, общеизвестную): все узлы и агрегаты олдтаймера должны быть если не «родными», то идентичными «родным». В идеале - сохранить свой первозданный облик, но если за эти десятилетия какая-нибудь деталь отвалилась и потерялась – подать сюда такую же, сделанную из того же материала и покрашенную в тот же цвет такой же краской и тем же способом. И не дай бог заменить нитяную оплетку на силиконовую изоляцию или там воткнуть низкопрофильные шины! А что ездить на таком аппарате можно разве что вокруг музея - ну так в музее Раритету и место. Типа, целее будет. Если честно, в случае с действительно редкими (или историческими) экземплярами они правы на все сто, а вот с теми, что дошли до нас тысячами и в основном в виде руин, возникают вопросы, самый невинный из которых: где на всех набрать столько музеев?

Термином олдтаймер обозначается мотоцикл в возрасте старше 30 лет в оригинальном (то есть с «родными» агрегатами) состоянии. Возраст янгтаймера – 15-30 лет; впрочем, и это не аксиома.

Прямо противоположное «ортодоксальной реставрации» направление – кастомайзинг. Матерый фристайл, построенный с использованием останков того или иного (а часто и того, и иного, и еще парочки) мотоцикла 70-х, 50-х, а то и 20-х годов. Как правило - массовой или распространенной, но не всегда. Так, Indian 741 – созданная специально для армии компиляция 500-кубового мотора, шасси от 750- и коробки передач от 1200-кубовой моделей фирмы - машина не совсем массовая, тем более в Европе. Что не помешало отхотродить ее в мясо. Зачистив, расточив и проточив картеры и цилиндры, напихали туда «фарш» посовременнее (например, сцепление Sportster), а снаружи теперь уже 600-кубового мотора пристроить лопаточный нагнетатель и соответствующий карбюратор. Благо, пространства между задним цилиндром и колесом вдоволь. Аналогичным образом расправились и с «обвесом»: алюминиевый бензобак, «телескоп», клипоны и т.д. Построили – и отбыли погонять за океан в Бонневилль, померяться скоростенкой... еще с десятком «флэтхэдовых» Harley и Indian, прокачанных еще более кардинально, только безнаддувных.

И это – из «донора» 40-х. Что уж говорить о мотоциклах и скутерах 60-70-х! Тут «главное правило – отсутствие правил». Впрочем, если не правила, то мэйнстрим здесь выделить можно. А он таков. Силовые агрегаты остаются неизменными внешне (кроме, пожалуй, впуска и выпуска), но «капиталятся» с современными комплектующими. А вот электрику, тормоза, колеса, а часто и подвеску заменяют на современные узлы и агрегаты. Что же до «обвеса», то его, скорее, облагораживают. Кожаные чехлы сидений с поперечной прострочкой, тонированные стекла «мухобоек», окраска ксералликом, аэрография, гравировка – все вопрос вкуса, редко пахнущего кичем. (Босодзоку-стайл – исключение, заслуживающее особого разговора, как и его антиподы рэтлук и стим-панк). Хотя бывает, что элемент кича вносится преднамеренно: скажем, накладка, а то и задний обод из карбона на мотоцикле родом из 60-х.

А между таким вот «ретротюнингом» и реставрацией – отнюдь не пропасть, а вполне себе густозаселенное пространство. И сплошь «географические названия» автомобильного происхождения (увы, увы: практически все тренды в мотоциклетном тюнинге оттуда, причем с запаздыванием лет на несколько). Скажем, street rod’s – аппараты 50-70-х, близкие к оригиналу, но «откапиталенные» с помощью более-менее современных комплектующих и окрашенные акрилом вместо нитрокраски. А недавно в двухколесной среде начал входить в обиход термин resto-cal.

Изначально этот ярлык «прилип» в 80-е к олдскульным VW, от «жука» до Т2, которые «делали под себя» в одном калифорнийском клубе. С одной стороны – «тупой спорт»: заниженная подвеска (dropped look), куча «фишек» из мира автогонок 50-60-х, в том числе окраска, повторяющая таковую у гоночных машин 60-70-х. С другой – окраска в оригинальный цвет (за исключением «реплик»), и море, скажем так, исторически корректных аксессуаров из тех же времен, от козырьков и багажников до дисков Fuchs и кассетного магнитофона, небрежно брошенного в салон. И – идеально доведенная «начинка». Умеренно (относительно, впрочем, ибо не от бедности, а от не-гоночного назначения аппарата) «прокачанный» движок, перелопаченные тормоза и подвески, – и все это ярко выкрашено или хромировано (clean look), даже если оригинальный основной цвет бледно-салатовый или густо-серый. И любой «тюненый» узел, вплоть до движка в сборе, должен быть взаимозаменяем с «родным».

Стиль глянулся не только в Штатах и не только «жуководам». В крайние годы «рестить по-калифорнийски» повелось и в двухколесной среде (в первую очередь у британских scooterboys). Пусть без занижения подвесок (впрочем, «дропнутых» экземпляров тоже хватает), но с едва ли меньшим количеством «приблуды». А некоторые девайсы – достояние исключительно мотокультуры. Скажем, одноколесные полуприцепы, причем помимо родоначальника стиля – чешского PAV в стоковом или тюненом виде – встречаются оригинальные «шаланды» на основе «кузовщины» Lambretta или там Heinkel. И цепляют их все чаще не к соответствующим скутерам, а к «британцам» 60-х. Которые, в свою очередь, тоже несут на себе все признаки resto-cal.

Кощунство? Надругательство над святым? Не смешите! Машина (мотоцикл, скутер, паровоз…) жива, пока она в движении, а не куском недвижного металла занимает место в гараже. Впрочем, сие тоже претендует на общеизвестную истину, а значит – см. начало статьи. В конце концов, те, кто складирует такую недвижимость в сарае или в огороде, тоже имеют свой взгляд на олдскул.

Каковы отличия описанного от «колхоза»? Все просто:

  1. внимание к стилю и деталям;
  2. отнюдь не бросовые бюджеты;
  3. назначение: это аппараты исключительно «выходного дня», хотя и отнюдь не для мебели.

Подпишитесь на «За рулем» в