Реплика ГЛ-1: Красная – быстрее

«Гладиатор» – дизайнерский проект студентов Московской государственной художественно-промышленной академии им. С.Г. Строганова. Концепт создают по мотивам гоночного автомобиля ГЛ-1, построенного на ГАЗе в 1940 году. К работе, оказалось, причастен и журнал «За рулем».
Не удалось узнать, что именно обозначает аббревиатура ГЛ, но в проекте будущего автомобиля буквы обрели новый, воинственный смысл.

Цель слушателей Строгановки – спроектировать современный спортивный автомобиль, который придется по вкусу именно российскому пользователю. Воплощением лучшей идеи в металл займутся специалисты мануфактуры Александра Бушуева. Воссозданная ими копия довоенного болида и послужила вдохновением для будущих дизайнеров.

ГЛ-1
По одной из версий, ГЛ-1 распилили, как и большинство экспериментальных машин ГАЗа, по другой – он был уничтожен во время бомбардировки завода.

Связующим звеном между прошлым и будущим послужил журнал «За рулем»: на четвертой странице обложки третьего номера за 1978 год был опубликован рисунок Александра Захарова. Изображение алого ГЛ-1 вдохновило Бушуева – родилась мечта построить такой же. Четыре года создавалась реплика. Точную копию сделать было невозможно – довоенный спорткар, к сожалению, существовал в единственном экземпляре и не сохранился. Строить реплику пришлось не имея никакой технической документации по фотографиям и воспоминаниям.

«Прижизненные» фотографии ГЛ-1 говорят о том, что машину постоянно модернизировали, однако совершенно очевидно, что болид строили на агрегатах знаменитой «эмки». У нее работники кузовной мануфактуры заимствовали мосты, подвески, тормозные механизмы и шестицилиндровый двигатель ГАЗ-11А, форсированный до 100 л.с. Кузов стал чуть уже и не выходит за пределы рамы. Рулевую колонку решили не усложнять дополнительными карданными валами – оставили сбоку от двигателя, поэтому для водителя пришлось сделать вырез под левую руку.

Машину накрыл смещенный к левому борту аэродинамический колпак. Детали конструкции, скрытые от объективов фотокамер под дюралюминиевым кузовом, стали для авторов реплики объектом приложения инженерных талантов. Аккумулятор в защитном ящике они разместили в кокпите справа от пилота. Горловина бензобака, если судить по старым фото, располагалась в хвостовой части, но штатный бак «эмки» в скошенном задке не помещался – пришлось изготовить другой.

Оказавшись за огромным рулем ГЛ-1, испытываешь ощущение, будто история повернула вспять. Обзорность у ГЛ-1 даже по довоенным меркам была никакая: автомобиль рассчитан на движение по прямой с максимально возможной скоростью.

Жаркий спор вспыхнул по поводу цвета кузова. Специалисты утверждали, что довоенная машина была серебристой, но художник журнала выбрал для нее «большевистский» колер. Александр Бушуев идею поддержал: быть реплике ярко-красной.

Время прохождения 1000 м с места – 35,5 с, максимальная скорость – около 160 км/ч. Снаряженная масса – 1100 кг, на 270 кг меньше, чем у серийной «эмки».

Автоспорт в СССР считали буржуйской заразой вплоть до второй половины 1930-х, вот почему ГЛ-1 собирали, что называется, на коленке. Отношение изменилось после того, как на страницах «Правды» знаменитый летчик Ляпидевский назвал автомотоспорт хорошей основой для подготовки военных водителей и танкистов. К началу Второй мировой войны появилось несколько заводских и частных гоночных машин. ГЛ-1 конструкции Евгения Агитова – одно из лучших достижений советского технического творчества. 22 сентября 1940 года ГЛ-1, управляемый гонщиком Аркадием Николаевым, на километровом участке Московского шоссе под городом Горьким показал среднюю скорость 161,87 км/ч. Достижение стало всесоюзным рекордом.

Подпишитесь на «За рулем» в