Миф на продажу: Бесполезная электроника

Как и чем дурят автомобильный народ? Рассказ иллюстрируется показом псевдо-чудодейственных средств из коллекции редакции "За рулем".

Паноптикум "ЗР"

Паноптикум "ЗР"

Паноптикум

Это слово означает собрание чего-то диковинного и непонятного. Подобный набор всякой всячины скопился и у нас: коллекция «хитровыгнутых» приспособлений для экономии топлива, снижения вредных выбросов и прочих штук с приятными слуху автомобилиста свойствами. Накапливался этот клад годами и пополняется по сей день...

Есть у слова «паноптикум» и второе значение: так назывался английский проект тюрьмы, якобы ускоряющей исправление личности. Оно нам тоже подходит: подавляющее большинство экспонатов явно нужно изолировать от внешнего мира, а от магазинных прилавков - прежде всего.

Паноптикум "ЗР"

Паноптикум "ЗР"

Изделия из «паноптикума» в разное время уже проходили через руки зарулевских экспертов и испытателей. Мы извлекли их из запасников для того, чтобы попытаться отговорить создателей и продавцов наших экспонатов от попыток обманывать покупателей. Хочется верить, кого-то убедим. А вместе с тем, хотим поднять степень осведомленности самих покупателей: не западайте на слишком уж сладкие обещания.

200 г = 200 г

Один из типичных обманов - ссылка на то, что "товар сертифицирован". Уличить жуликов сложно - бумажка с печатями у них, как правило, действительно есть, приложить ее можно и к кувалде. Но вот тонкость: обязательной сертификации сегодня подлежит очень малочисленная группа товаров – топливо, масла, лекарства, яды и некоторые другие. Все остальное сертифицируется добровольно. Нередко складывается так: клиент приходит в организацию, обладающую правом сертификации, и заявляет, что готов заплатить - оформите документ! И "заказывает музыку".

Чаще все происходит еще более хитро. Предположим, господину требуется сертификат на изделие, которое он назвал «Волшебная палочка». Подает эксперту саму палочку, к ней прилагает описание: цвет – желтый, длина – до 300 мм, масса – не более 200 г. Эксперт проверяет соответствие образца заявленным характеристикам: измеряет, взвешивает и все такое, после чего с чистой совестью выдает сертификат соответствия. А господин в рекламе изделия обещает обладателям палочки исполнение всех желаний – на то она и волшебная! И как бы подкрепляет рекламную информацию магическими словами: получен сертификат соответствия от такой-то уважаемой организации, номер такой-то.

Обещание несбыточного

Типичный пример волшебной палочки – «Автомобильный синтезатор катализатора», он же – АСК (подробности о его непревзойденных достоинствах читайте ниже). Реклама изделия обещает потребителю прирост мощности двигателя, снижение расхода топлива, сумасшедший ресурс всех агрегатов и даже возможность работать на керосине! А в качестве эгиды изобретатель выставляет вперед сертификат, выданный богами российского автомобильного Олимпа – специалистами НАМИ!

Мы «взяли след» – и сразу же выяснили, что НАМИ сертификатов вообще не выдает. В рекламу как бы закралась неточность: сертификатами занимается организация «НАМИ-фонд» (что не то же самое). Связались с ним и получили официальный ответ: да, выдавали документ, но этот сертификат соответствия подтверждает лишь то, что, будучи установленным в системе питания автомобиля, АСК не добавляет ничего отрицательного в состав отработавших газов автомобилей. Иными словами, всего лишь ничего не портит. А за то, что наплел в рекламе заказчик сертификата, эксперт не отвечает.

Случайное - закономерность

Другая беспроигрышная уловка основана на том, что рекламные обещания проверить сложно, а чаще просто невозможно. Как, к примеру, без мощностного стенда убедиться, что обещанное увеличение мощности мотора действительно произошло? Или оценить снижение расхода топлива? По пути на дачу? Но ведь на расход влияют многие факторы: давление в шинах, динамика езды, погодные условия, состояние подвески... Однако производитель не опасается разоблачения: при положительном исходе "дачного теста" фактор случайности он назовет преобладающим. Отрицательный результат предложит проигнорировать, как не заслуживающий внимания.

В следующих публикациях на сайте мы еще вернемся к анализу уловок спасителей наших авто, а сейчас - первая порция экспонатов из паноптикума.

Подпишитесь на «За рулем» в