Выставка "Моторы войны"

В музее Великой отечественной войны на Поклонной горе в Москве открылась экспозиция «Моторы войны».
Удостоверение водителя-красноармейца Кузьмы Шершнева, выданное в апреле 1945 года.

Можно только догадываться, сколько сил ушло на подготовку выставки "Моторы войны" у сотрудников музея Великой Отечественной войны и коллекционеров автомобилей, предоставивших свои машины.

Задача выставки довольно проста: познакомить посетителей не только с советскими ГАЗами и ЗИСами, прошедшими всю войну, но с автопарком союзников и противников. Не секрет, что долгое время в наших музеях доминировала техника отечественного производства, за исключением, пожалуй, абсолютно "космополитической" коллекции танков в подмосковной Кубинке.

Известный реставратор и коллекционер Вячеслав Лен рассказывает о своих машинах.

Автомобилей военного периода сохранилось немало, но почти все они находятся в частных руках, изредка появляясь на выставках. Даже для парадов 9 мая на Красной площади организаторы предпочли заказать каких-то пародийных уродцев на современных шасси, чем попытаться договориться с десятками владельцев отдельных антикварных автомобилей, разбросанных по всей стране.

В данном случае необычное частно-государственное партнерство привело к созданию на территории музея полноценной экспозиции, состоящей не только из колесных и гусеничных машин различного назначения, но и "сопутствующих предметов" из середины ХХ века: от униформы и водительских удостоверений до аптечек и фотоаппаратов. Реальные экспонаты говорят сами за себя, сравнение технических возможностей разных стран-участниц Второй мировой войны вышло очень наглядным.

Крылатая фраза "Война войной, а обед - по расписанию" подходит к любой армии мира.

Приглашенные на открытие выставки 4 марта ветераны войны восприняли событие с неожиданным для их возраста энтузиазмом. Отдельного упоминания заслуживает вклад военно-исторических клубов, буквально "ожививших" замершие экспонаты.

Кстати, несмотря на почтенный возраст, все автомобили, прошедшие реставрацию, находятся "на ходу". Лишь пара машин оказались в зале музея в том виде, в каком были найдены. Зато их состояние позволяет хотя бы примерно оценить объем труда, вложенного в восстановления других экспонатов до оригинального состояния.

Легкий немецкий вездеход Stoewer и его экипаж.

Например, ГАЗ-ММ - "полуторка" военного образца или знаменитый "Иван-Виллис"- вездеход ГАЗ-67Б, сейчас выглядят, вероятно, лучше, чем когда они покидали конвейер автозавода без малого 70 лет назад. Примерно в таком же состоянии находятся и два десятка других автомобилей и гусеничных тягачей, собранных под одной крышей.

В ближайший месяц выставка будет работать по временному графику. За это время ее пополнит еще десяток машин из частных коллекций и другие экспонаты. Ближе ко Дню Победы выставка перейдет на постоянную основу и будет постоянно открыта в часы работы музея.

Подпишитесь на «За рулем» в