Брызги цунами достанут Россию

Соболезнуем Японии, желаем скорее оправиться от удара стихии, но заглянем на месяц-другой после катастрофы. Часть попавших под 10-метровую волну машин «откачают», «напомадят» и они появятся на нашем вторичном рынке. Все еще хотите «праворульку»?

"Японцы"-утопленники

"Японцы"-утопленники

Радиация не обожжет

Поклонники автоимпорта из Японии наверняка обратили внимание на сообщение Таможенной службы РФ: после взрыва энергоблока на АЭС "Фукусима-1" радиационный контроль на границе до сегодняшнего дня, вопреки предыдущей информации, не ужесточали - он действует в обычном режиме. Надо полагать, служба знает, что дополнительные меры излишни. Вместе с тем, из других сообщений стало известно, что в ряде районов вблизи станции радиационный фон в 400 раз превышает предельно допустимую норму (ПДН).

Испугаться ли нашим потенциальным покупателям ввозимых "японцев"? Рано. Предполагаемые взрывы на других энергоблоках, угрожающие заражением территорий, еще не произошли. Если и случится взрыв, исполнительные до щепетильности жители страны обязательно проверят и утилизируют все, таящее опасность, в том числе автомобили, причем, под контролем международных организаций. И еще вспомним, что от прибрежной АЭС ветры дуют в сторону океана, а не на сушу, где до поры покоятся утонувшие от цунами машины.

Даже если какое-то количество пыли из радиоактивного облака, вырвавшегося из «Фукусима-1», выпало на автомобили, страшного мало. После консультаций с сотрудниками Института им. Курчатова можем сказать, что по-настоящему опасно, если получишь дозу радиации из источника интенсивного излучения или в случае, если слабое излучение (а в данном случае оно пока может быть только слабым) воздействует на организм длительное время. Но машины перед продажей обязательно тщательно моют, так что «светящиеся» пылинки до покупателя не дойдут.

Гражданам с признаками радиофобии рекомендуем для успокоения самим задать баню машине. Используя моющее оборудование высокого давления, тщательно пройдитесь по всем стыкам, щелям и полостям. После вымойте обувь, одежду и тело. Закрепите результат стаканом сухого вина (для пущей уверенности можно двумя), чтобы вывести из организма радионуклиды. На этом обмыв покупки можно считать завершенным.

Злая соль

Пусть вас больше беспокоит другое - состояние внутренностей автомобиля. Помните, после прошлогодних разливов рек в странах Западной Европы в нашу страну ввезли побывавшие под водой машины, и мы рассказывали, чем для них чревато пребывание в чуждой стихии. Купание в водах океана для автомобилей еще страшнее — соленая вода злее.

Подробнее разъяснит эксперт — руководитель техцентра журнала «За рулем» Геннадий Емелькин, после европейских наводнений до деталей изучивший состояние «утопленников»:

— Влага попадает в двигатель, коробку передач, проникает под пыльники рулевых наконечников, опор, откуда вымывает смазку. Без нее поверхности сопряжения быстро изнашиваются. Подшипники относят к узлам закрытого типа, однако они не герметичны, и, «хлебнув водицы», тоже ускоренно изнашиваются. Узел дорогой, работа по замене трудоемкая и стоит тоже недешево.

Тонкости реанимации

— Если машина окунулась, — продолжает Геннадий, — вода обязательно просочится в коробку передач. Большинство же «японок» укомплектованы АКП или еще более сложными узлами — вариаторами, их в последнее время устанавливали во многие автомобили. Требования к их смазке выше, чем в «механике».

В вариаторах смазка специфическая: в агрегат нельзя заливать обычное трансмиссионное масло для механических коробок либо распространенную у нас жидкость ATF для автоматических трансмиссий. А в вариаторах Nissan масло вообще фирменное (и очень дорогое) — NS 1 или NS 2. Одно и другое не взаимозаменяемы, и еще надо знать, в какую модель машины вливать то или это (к теме о ремонте после подъема со дна). Воспользуешься «чужой» смазкой — задиров и разрушения узлов ждать не долго, а новый агрегат стоит порядка 200 тыс. руб. Если его ремонтировать, работа обойдется примерно в 15 тыс. руб., запчасти — 60-80 тыс.

Навар с яиц

— Но ведь по правилам участия в японских аукционах машин с пробегом, продавец обязан выставлять на лот технику, полностью пригодную к эксплуатации. Наверное, законопослушные, как мы предполагаем, японцы, соблюдают это правило?

— Машины, они, конечно, доведут до кондиции «сел — поехал», другой вопрос: до какого очередного поворота? Для продавца реанимировать «утопленников» до идеального состояния нерентабельно — при продаже получат «навар с яиц».

Однако автомобилисты покупают «колеса» не на аукционах, а в автосалонах (на «диком» рынке вовсе не советую!). При покупке договаривайтесь: чтобы убедиться в том, что в машине нет следов «погружения», нужно свозить автомобиль на СТО со специальным оборудованием, в частности - эндоскопом. Только с его помощью сможете заглянуть во все труднодоступные полости.

Все не выпаришь!

— Какие искать признаки «утопленников»?

— Залезьте в салон и втяните воздух. Аромат прелости — явный признак. Но должен напрячь и настойчивый запах отдушек или бытовой химии — ими могли глушить запахи разложения.

Обивка салона, коврики, пол, сиденья сохнут не одну неделю. Вряд ли коммерсанты будут ждать столько — поспешат поскорее сбыть товар. Но и через месяц в каких-то замкнутых полостях жидкость задержится. Скажем, фары останутся хотя бы чуть запотевшими – если влага попала внутрь их, не испарится и за месяц, а то и за два, пусть на улице стоит жара.

Засуньте руку «под юбку»

— Поднимите пластиковые накладки, ковер, глубже проникните под него рукой, посветите фонариком. Не постесняйтесь попросить приподнять кожух тоннеля. Засуньте ладонь «под юбку» сидений, в наполнитель подушек и посильнее на него надавите: водица, если она есть, пробьется сквозь внешний высохший слой. Хорошо, если удастся заглянуть на спод подушки дивана — на нем могут быть следы потеков и разводов.

Ощупайте кожу обивки сидений: намокшая, а затем высохшая, она жестче — как ваши куртка или перчатки после дождя. Высохшая матерчатая обивка тоже становится «не такой» — на ощупь грубее, на взгляд белесая и линялая.

Нет ли на обшивке салона разводов? На светлой они видны лучше, на темной — не явно, но обшарьте ее взглядом с разных точек обзора. Когда же увидите явные следы тщательной химчистки потолка, тоже заподозрите неладное. Тогда попросите снять обшивку двери. Если за ней обычная сухая пыль, пусть она вас обрадует. Но если здесь идеально чисто и нет даже пыли, значит, у продавца была причина все вымывать.

Если водоросли в багажнике, ищи окислы под капотом

Загляните в багажник. В нем тоже поднимите коврик, обследуйте те полости, щели, в которые, скорее всего, поленился проникнуть уборщик. Не исключено, что в щелях обнаружите остатки водорослей. Они не «прыгнут в глаза» разлапистыми ветвями — здесь могут задержаться их жалкие остатки. Не погнушайтесь разглядывать находки, что называется, через лупу: найдете водоросли в багажнике — значит, они могут быть в агрегатах под капотом, а в электронных блоках - окислы на контактах.

— Может ли служить признаком «утопленников» цена — наверняка за них будут просить меньше, чем за обычный секонд-хэнд?

Вряд ли: продавцы сомнительного товара неплохие психологи. Но подозрительно, если продавец податливо соглашается прилично сбросить против первоначальной цены.

"Японцы"-утопленники

"Японцы"-утопленники

Покупать — так за дешево

Заградительные пошлины на ввоз подержанных иномарок сделали свое дело. Если в 2009 году с правым рулем была каждая шестая предложенная на вторичном авторынке машина (16,2%), то в прошлом только каждая тринадцатая (7,8%) — это из аналитики системы Смартус.ру.

В Новороссийске, куда «японцев» везли по морю, количество продаваемых праворульных сжалось с 47,4% до каких-то 3,9%. В портовом опять-таки Калининграде — с 2% до 0,4%.

В Зауралье, вотчине японского секонд-импорта, ситуация тоже меняется, хотя не столь динамично. В Красноярске его стало меньше на 0,7%, во Владивостоке – на 10,8%, однако абсолютная величина «правого руля» здесь велика (во Владике даже гаишники ездят на «японках»). Уникальная для Дальнего Востока ситуация в Хабаровске: падение здесь составило сразу 44,1%.

Доля предложений праворульных машин на вторичном авторынке (данные Смартус.ру)

Город 2009 год 2010 год
Владивосток 86,4% 75,6%
Хабаровск 85,9% 41,8%
Красноярск 68,5% 67,8%
Иркутск 63,6% 24,4%
Чита 61,5% 55,6%
Новосибирск 54,6% 31,9%
Новокузнецк 49,1% 24,6%
Новороссийск 47,4% 3,9%
Омск 41,5% 13,1%
Кемерово 30,0% 28,4%

И вместе с тем, по результатам опроса сайта drom.ru, около 20% россиян готовы купить промокшие в цунами автомашины, если цену на них снизят на 50%...

Подпишитесь на «За рулем» в