Дефицит бензина: рыночный рычаг вместо госдубины

На вчерашнем заседании президиума правительства Владимир Путин предложил рыночный механизм регулирования поставок бензина для продажи населению. Эта мера должна заменить административный диктат, применение которого привело в последние дни к дефициту топлива на АЗС и росту его стоимости в некоторых регионах.

Пожаротушение...

Премьер-министр сделал последнее, надо понимать, административное распоряжение по этому поводу— с 1 мая увеличить ставку вывозных таможенных пошлин на нефтепродукты. Предполагается, что они возрастут на 44%. Мера должна охладить интерес нефтекомпаний к экспорту горючего и стимулировать продажи внутри страны. Вместе с тем, премьер дал указание Минэнерго и Минфину подумать о снижении НДПИ или акцизов для нефтяников.

Владимир Путин поручил также Федеральной антимонопольной службе предложить варианты развития торговли нефтепродуктами через биржу.

Но госконтроль не отменяется. Премьер считает, что следует составить реестр независимых сбытовых компаний (тех, что существуют без участия государственного капитала ), чтобы регулирующие органы имели возможность их контролировать. "Мы не можем допустить, чтобы хоть где-то люди испытывали дефицит нефтепродуктов.»

Недостаток топлива и быстротечный рост цен на него, скорее всего, во многих местах правительству удастся остановить. Но насколько скоро и во всех ли — вопрос. В ряде краев и областей, например, в центральной части РФ ситуацию усугубила одновременная, словно по сговору, остановка ряда нефтеперегонных заводов на плановые ремонты. Так происходит не впервые. Во избежании повторов госорганы, без сомнения, должны ввести контроль за составлением и соблюдением графиков, предусматривающих «веерный» принцип начала и окончания ремонтно-профилактических работ на НПЗ.

Успех антикризисных мер в топливной рознице зависит и от того, как скоро Минэнерго и Минфин внесут предложения о снижении налогов для нефтяных компаний, насколько эффективными они покажутся самим нефтяникам. И приемлемыми для их бизнеса. А если нет, за ними не заржавеет - найдут способ обойти запреты и команды. Не впервой.

...и профилактика

Замечательная есть у нас мудрость: умный с блеском выйдет из самой сложной ситуации, мудрый же в нее не попадет. Ладно, сейчас, надеемся, благодаря адекватным реакциям кабмина все устаканится. А можно быть уверенными, что инцидент исчерпан раз и навсегда?

Всякий раз при обострении ценовой темы, связанной с бензином, кто-то обязательно повторит, что удорожание горючего в нефтяной стране - абсурд, да и нынешний уровень цен - нонсенс. И вспомнит, что, скажем, в Иране литр на АЗС наливают чуть не по стоимости газировки; что во вспыхнувшей Ливии народ с оружием высказал недовольство режимом, который удерживал стоимость литра на уровне 14 центов США...

Нас же теперь готовят к ценам, сопоставимым с ценами в Штатах. А ведь туда большую часть нефти везут за тысячи километров и логистика удорожает ее себестоимость. Кроме того, здесь топливо качеством лучше и стоит своих денег. Потом, кто не знает, что средний душевой доход в США куда выше, чем в России? Риторический вопрос: для кого "больнее" отдается рост бензиновых цен? В масштабах хоть МРОТ, хоть стоимости минимальной потребительской корзины, наше горючее - всем бензинам бензин!

Когда знакомишься с отечественной практикой формирования цены автомобильного горючего, все выглядит, вроде, логично. Но нет логики в результате. Не мудрее ли дать поручение компетентным ведомствам раз и навсегда разобраться с этим несоответствием? Или продолжим умно тушить пожары?

Подпишитесь на «За рулем» в