Бизнес мамаши Бенелли

Оставшись вдовой с шестью пацанами на руках, Тереза Бони Бенелли не бедствовала. Но о судьбе детей задумалась…

Чтобы пристроить их к делу, она отвела флигель своего поместья под механическую мастерскую, купив станки и прочее оборудование. Под руководством наставников ребята осваивали ремесло, починяя старые часы, ружья и прочие механизмы. Когда же к ним обратился владелец одного из пяти бегающих по улицам Пезаро автомобилей, Тереза поняла: мальчики встали на ноги. И зарегистрировала Officine Meccanice Benelli. Было это ровно сто лет назад…

Шесть братьев Бенелли (слева направо): Джузеппе, Джованни, Франческо, Филиппо, Доменико и Антонио.

1922. От ремонта, даже очень квалифицированного, до полноценного производства – путь неблизкий. В 1919 году в мастерской братьев родился первый двигатель – 75-кубовый двухтактный моторчик для велосипедов. А в 1921 году они построили первый комплектный мотоцикл, с 98-кубовым «двухтактником». На фото – старейший из сохранившихся мотоциклов Benelli, 125-кубовый аппарат 1922 года. Он весил всего 40 кг и разгонялся до 50 км/ч.

1926. В 1926 году Джузеппе Бенелли (самый талантливый из шести братьев конструктор) спроектировал 175-кубовый мотоцикл с четырехтактным двигателем, в котором верхний распредвал приводила «гитара» из шести шестерен. На фото – модификация Gran Sport 1931 года, способная разгоняться до 120 км/ч!

1936. Маленький, но быстрый мотоцикл – хорошо. Большой и быстрый – еще лучше. В середине 30-х годов компания освоила производство 250-кубовых и 500-кубовых мотоциклов, также с одноцилиндровыми четырехтактными моторами и верхними распредвалами. На фото – модель Benelli 500S 1936 года, ее 24-сильный двигатель разгонял машину до 140 км/ч.

Антонио «Тонино» Бенелли оказался одаренным гонщиком: несколько раз он становился чемпионом Италии – разумеется, на мотоциклах «братского» производства. Именно по его инициативе спортивные мотоциклы заняли ведущее место в производственной программе компании.

1939. Момент славы: Тед Меллорс на 250-кубовом Benelli несется к победе в самой престижной гонке мира – британской Tourist Trophy, 1939 год.

1940. Другие времена, другие песни. В годы войны спортивные мотоциклы почему-то не находили сбыта, и компания переключилась на производство нижнеклапанных «пятисоток» (13,5 л.с., 180 кг, 90 км/ч) для армии. Она также выпускала детали для авиационных двигателей, за что бомбардировщики союзников и разнесли ее завод в пух и прах.

1950. Война войной, а спорт по расписанию. К счастью, гоночные мотоциклы удалось сохранить, и в 1950 году Дарио Амброзини на модернизированной версии той самой машины, что перед войной выиграла Tourist Trophy, стал чемпионом мира в классе 250 см³.

1952. На фоне послевоенной разрухи спортивные победы радовали, конечно, но кормили плохо. Чтобы заработать хлеба и немножечко масла, компания освоила производство легких дешевых мотоциклов – таких как этот Leoncino 1952 года со 125-кубовым двухтактным двигателем мощностью 5,5 л.с. Впрочем, итальянцы и на таких «чахотках» ухитрялись гоняться: в 1953 году Леопольдо Тартарини (тот самый, который впоследствии основал Italjet) выиграл Motogiro d’Italia.

1962. В конце 40-х годов Джузеппе Бенелли, рассорившись с братьями, ушел и основал собственную компанию Motobi. В 1962 году ссора иссякла, и Motobi влилась в Benelli. Какое-то время дилеры параллельно продавали мотоциклы обеих марок (на фото – Motobi Sprite 1965 года с 250-кубовым 15-сильным четырехтактным двигателем). Сейчас итальянцы вновь пытаются возродить марку Motobi – для скутеров китайского производства.

1967. Хотя в 60-е годы главные прибыли компании приносили мопеды и мини-байки, братья Бенелли справедливо полагали, что «кубики» лишними не бывают. В 1967 году они показали прототип мотоцикла в британских традициях – с рядным двухцилиндровым 650-кубовым двигателем, через пару лет под именем Tornado он пошел в серию. Для своего времени – настоящий зверь: 50 л.с., 175 км/ч.

1969. Все 60-е годы инженеры компании с похвальной настойчивостью работали над проектом гоночного мотоцикла с 250-кубовым четырехцилиндровым четырехтактным двигателем. Упорство принесло плоды: в 1969 году Кел Каррутерз стал чемпионом мира. И вовремя: в следующем году ФИМ запретила «четверки» в классе 250 см³.

1970-е. В начале 70-х годов компания влилась в промышленную империю Алессандро Де Томазо. Новый хозяин благословил разработку невиданного доселе мотоцикла – с шестицилиндровым двигателем! (Подробнее об этом проекте – в предыдущем номере.) Benelli 750 Sei стал родоначальником целого семейства: шестицилиндровые мотоциклы 750 и 900 см³, четырехцилиндровые 250, 350, 500 и 650 см³ и даже 125-кубовая «двойка».

1995. Век империи Де Томазо оказался недолог – уже в 80-е годы она развалилась. Хозяином Benelli стал итальянский промышленник Джанкарло Сельчи, который в 1995 году перепродал ее крупному производителю бытовой техники Merloni Group. Основной продукцией Benelli стали скутеры.

2005. Возглавивший компанию Андреа Мерлони поначалу взялся за дело с энтузиазмом. Он даже изыскал средства на создание первоклассного супербайка – модели Tornado с трехцилиндровым 900-кубовым двигателем мощностью 140 л.с., дебютировавшей в 1999 году. Но мотопроизводство упорно приносило одни убытки, так что запал вскоре иссяк, и в 2005 году Мерлони с облегчением уступил Benelli китайскому концерну Quianjiang Group.

2011. Новые хозяева, как водится, поначалу наобещали с три короба пирогов, но давать деньги на развитие бренда не торопятся. Производство скутеров они перевели в Китай (похоже, их интересовал только этот кусок пирога), а изготовление мотоциклов, оставшееся в Италии, еле теплится. Многообещающий проект 750-кубового «твина» до сих пор кочует по выставкам в виде прототипа, такова же судьба и у спортивного внедорожного семейства. К 100-летнему юбилею марки средства нашлись только на разработку спецсерии Century Racer кафе-рейсера TNT. Негусто…

Подпишитесь на «За рулем» в