Скрипичный вместо гаечного

СКРИПИЧНЫЙ ВМЕСТО ГАЕЧНОГО

РЫНОК

/МАЛЕНЬКИЙ ОРКЕСТРИК

СКРИПИЧНЫЙ ВМЕСТО ГАЕЧНОГО

МУЗЫКА В АВТОМОБИЛЕ: СОЧЕТАНИЕ ЖЕЛАНИЙ И ВОЗМОЖНОСТЕЙ

ТЕКСТ / МИХАИЛ КОЛОДОЧКИН

Скажите, как простым смертным без специальных познаний и подготовки выбрать хорошую "музыку" для автомобиля? И что такое "хорошая"? То ли "дорогая", то ли "престижная" или просто - "как у соседа"... Чтобы разобраться в этом, для начала ответим на другой довольно каверзный вопрос:

КАКАЯ "МУЗЫКА" МНЕ НУЖНА?

В первом приближении всех "автомеломанов" можно, наверное, поделить на три основные группы - "безразличные", "максималисты" и "реалисты". А к какой из них относитесь вы?

Безразличие к "автомузыке" во всех ее проявлениях - от дизайна до звучания - может быть вызвано разными причинами. Степан Степаныч давно на пенсии и ненавидит все современное радиовещание, вместе взятое, - ему достаточно по пути на дачу прослушать прогноз погоды. Виталик развозит на раздолбанном казенном "каблучке" пиццу - ставить в этот грохочущий тарантас что-то серьезное просто глупо. А Кузьмич живет в деревушке между Тотьмой и Вологдой - вместо УКВ там ловятся только длинные волны вперемежку с гулом ЛЭП.

"Максимализм" подразумевает безудержное желание оснастить автомобиль тюнерами и ченджерами "на всю катушку". Понятно, что "катушка" у всех разная - стоимость бортовой аудио- и видеоаппаратуры с мультимедиа в придачу может исчисляться десятками тысяч долларов. При этом автомобиль может быть совсем не "Гелендвагеном", а всего лишь "Самарой", но, как говорится, всяк по-своему с ума сходит.

"Реализм" существует под девизом "Без излишеств, но с достоинством". Финансовые возможности реалиста могут быть разными, но дело не в деньгах, а в характере.

Мысленно примкнув к одной из группировок, можно уточнить задачу. В общем-то, советы похожи на лекарства - давать просто, принимать неприятно. Поэтому оставим приверженцев "максимализма" в покое - советовать им что-либо наивно. Поразмыслим лучше над выбором "бюджетной музыки" - скажем так, не дороже 300 долларов, но и не "хуже" 100. Такая аппаратура подойдет как подавляющему большинству "реалистов", так и кому-то из "безразличных", не успевших истратить деньги на 10-долларовые побрякушки. Заметим, что помимо вполне приемлемого качества подобная музыка имеет еще одно достоинство - ее не жалко будет продать вместе с автомобилем...

ЭФИР? КАССЕТЫ? ДИСКИ?

Эфир от нас никуда не убежит - практически всегда радиоприемник присутствует как в магнитолах, так и в CD-проигрывателях. А вот между кассетами и дисками выбрать тяжело. Вообще говоря, кассета против диска "не тянет" по всем статьям. Качество звучания несопоставимо, нужный музыкальный фрагмент на диске отыскивается в сотни раз быстрее, да и выбор дисков сегодня куда шире. При этом хранить диски удобнее, чем кассеты: дюжина дисков занимает тоненькую "книжечку", а кассеты образуют целую гору. Остается добавить, что примерная разница в цене между магнитолой и проигрывателем дисков одного класса сегодня составляет всего лишь 20-25 долларов. Но...

Но выбрать стоит... кассету! Техническому совершенству диска магнитная лента противопоставит эдакую... универсальность, что ли. Тот же Степан Степаныч не желает расставаться с записями времен Высоцкого и Визбора - и не надо! Виталик будет жевать пиццу и слушать лингафонный курс английского - не всю же жизнь на подхвате быть... А Кузьмичу просто деваться некуда - с радиоприемом проблемы, о дисках он и не слышал никогда, а кассет дома гора - внучка балуется. При этом кассету можно безбоязненно ронять, а лентопротяжный механизм магнитолы гарантированно не боится тряски. И самое главное - при желании к кассете всегда можно добавить диски (засунуть в багажник ченджер), а вот к дискам кассету - вряд ли.

Итак - недорогая магнитола. А...

КАКАЯ?

Тем, кто в силу разных обстоятельств немножко "отстал от жизни", сообщаем - практически любая современная магнитола, даже дешевая, является стереофонической и оснащена цифровым дисплеем. Так называемые шкально-верньерные устройства (или попросту "крутилки") можно отыскать только на заднем дворе захудалого рынка.

Фирма-производитель - какой отдать предпочтение? Многим наш выбор не понравится, но все же совет таков - только именитые "бренды"! Примеры у всех на слуху - "Сони", "Джей-Ви-Си", "Панасоник", "Кларион", "Алпайн", "Пионер", "Кенвуд" и некоторые другие. Уж что-что, а "бюджетную музыку" эти гранды освоили в совершенстве...

Из полезных "прибамбасов" отметим прежде всего съемную панель. Как правило, она обязательный атрибут большинства магнитол. Зачем нужна, пояснять не будем - нравы ночных городов известны всем. Кстати, модные модели с панелями-перевертышами крадут в первую очередь - вор никогда не примет перевертыша за пустышку.

Недорогая магнитола обычно оборудована лентопротяжкой с механическим управлением - без микролифта и автореверса. За сумму в пределах 80 долларов можно взять очень приличный "Пионер" или "Кенвуд" - не самый крутой, но новенький и с гарантией. При этом экономию можно навести за счет мощности - вместо "стандартных" 4 по 25 Вт взять 4 по 7,5 или, скажем, 2 по 15.

Функциональная насыщенность современных аппаратов, даже недорогих, очень велика. Но прежде чем начать сравнивать магнитолы количеством страниц в инструкции по эксплуатации, поинтересуйтесь у какого-нибудь обладателя подобной техники - сколько функций он способен удержать в голове? Уверяем вас, что далеко не все... Выводы делайте сами. Кстати, из полезных "наворотов" отметим джойстик: именно он позволяет командовать магнитолой на ощупь, не отвлекаясь от управления машиной.

Приемники магнитол, как правило, всеволновые. Однако длинные и средние диапазоны обычно работают неважно, в том числе и на дорогих моделях, но это - неизбежно: их приходится слушать только от безвыходности. Нижний диапазон УКВ предусмотрен не во всех моделях - жаль, поскольку там есть неплохие станции. Впрочем, звучать они в любом случае будут как монофонические: исключение - магнитолы "Сони" с функцией "Стерео плюс". Кстати, чтобы заставить приемник любой ценой "брать" нижний УКВ, можно воспользоваться конвертером. Это такая коробочка, подключаемая между антенной и приемником, - она перетаскивает частоты в знакомый диапазон.

Еще один завуалированный источник экономии - магнитолы американского производства. Они дешевле примерно на 20-30 долларов. Принято считать, что все они "с придурью": это не стыкуется, то не задействовано - однако давайте разберемся. Шаг настройки на станции у них действительно другой - вчетверо больше европейского, а потому многие программы такой приемник будет игнорировать, но есть выход... Достаточно покопаться в инструкции к магнитоле солидного производителя ("Сони", "Кларион" и т. п.) и... отменить подобную настройку: обычно она называется "Out USA" (вне Америки).

Есть и другие любопытные нюансы. Влюбленный в свое дело установщик аппаратуры обязательно скажет, что изделия одной ценовой группы от разных фирм звучат по-разному! К примеру, "Алпайн" известен своим жестким, резким звуком - для новомодных эстрадных хитов это то, что надо. Под "классику" звук нужен помягче - больше подойдет "Кларион". А вот чего не следует делать ни при каких обстоятельствах, так это клевать на явные подделки типа "ПаБасоник" - продавайся они хоть за 10 долларов. Качество гарантирует только серьезная фирма, все остальное - лотерея.

Что касается внешнего вида, то тут совет один: постарайтесь отказаться от многофункциональных клавиш типа "шарик", управляющих всем подряд. Игрушка забавная, но пользоваться ей "вслепую" практически невозможно - обязательно вместо громкости начнешь крутить баланс... Придется отвлечься от дороги, уткнуться в дисплей - рано или поздно это аукнется.

ОТ МАГНИТОЛЫ - К АКУСТИКЕ

Вообще говоря, на акустике экономить не стоит. Разделения на европейскую и американскую здесь нет. Ее желательно выбрать на пределе собственных финансовых возможностей - не пожалеете.

Конечно, ни Степан Степанычу, ни Виталику это не нужно - их устроит даже "штатный" динамик с диапазоном воспроизводимых частот от 500 до 5000 Гц... А вот Кузьмич был бы приятно удивлен, послушав любимую кассету сначала через дешевую акустику своей "девятки", а затем - через установленные на те же места фирменные динамики... Впрочем, главное открытие для него впереди, но об этом чуть позже.

В большинстве случаев в штатном расписании автомобильной акустики числится пара плохоньких среднечастотников. Задача-минимум - заменить их хотя бы на пару "нормальных" собратьев. Если магнитола позволяет, то неплохо бы установить четыре динамика - станет как минимум громче. При старании можно уложиться в 15-30 долларов. На усилители, музыкальные процессоры и прочие интересные "игрушки" отвлекаться не будем - бюджет их не выдержит.

Уложив покупки в багажник, можно подумать об установке.

Я САМА? НУ-НУ...

Конечно, если задаться целью максимально сэкономить, то вопрос о посещении установочного пункта отпадает сам собой. При наличии элементарных слесарно-электромонтажных навыков и магнитола, и акустика будут прикручены, соединены и подключены - все это будет "жить". Но...

Но чтобы тот же Кузьмич ощутил разницу между "прикрутил" и "оборудовал", ему просто необходимо перейти из собственной "девятки" в такую же, побывавшую на профессиональном установочном пункте. Когда на одной и той же кассете вместо ожидаемого писка вдруг появится настоящий бас, то вместе с ним проснется и любопытство - откуда это? А установщик начнет перечислять: во-первых, следует немедленно убрать динамики со штатных мест и перенести их, например, в передние двери, во-вторых, нужна шумоизоляция, в-третьих, необходимо вибродемпфирование, в-четвертых, долой тонкие провода... Монтаж аппаратуры, даже недорогой, ближе к искусству, чем к ремеслу. Недаром на тех же установочных пунктах стоимость работ может колебаться от 5 до 50% от цены аппаратуры. Конечно, "безразличных" сюда не заманить ничем, а вот "реалистам" все-таки советуем посетить один-два установочных пункта, оценить объем работы, послушать музыку и после этого решить, отличают ли они "сочное" звучание от "плоского" и, следовательно, стоит ли игра свеч.

МЕТОД ДЕДУКЦИИ

От общего - к частному. Поговорив о бюджетной аппаратуре "вообще", пора переходить к конкретным моделям. Но это - в следующий раз.

Подпишитесь на «За рулем» в