Берем автомобиль на прокат: прокатный стон

Хватить адреналина на всю катушку можно либо прыгнув с парашютом, либо взяв машину в прокатной конторе. Вот где автомобиль – взаправду источник повышенной опасности.

Слов нет, прокат – дело хорошее и нужное, если все по-честному: мы им настоящие деньги, они нам в аренду не менее настоящий автомобиль, то есть исправный, а не пародию на четырех колесах. Не первый раз приходится слышать нелестные отзывы о том, с чем сталкиваются клиенты, арендуя авто. Решил проверить, какой техникой промышляют себе на жизнь прокатчики в разгар сезона. Выбрал три компании: крупную сетевую, среднюю и мелкую, чей автопарк составляет две-три машины В-класса. Что до условий найма, то у всех прокатчиков они практически одинаковые: возраст водителя не ниже 21 года, местная прописка, опыт вождения от трех лет. По условию задачи автомобиль мне нужен в день обращения.

ПОПЫТКА 1: ПАТРИОТИЧЕСКИЙ ПОРЫВ

Чем хороша крупная контора, так это обилием филиалов, включая соседний Питер. Нет требуемого авто в одном месте – его найдут для вас в другом.

Я пожелал отечественный переднеприводный автомобиль для поездок по столице, сроком на сутки. Барышня-диспетчер ответила, что сейчас, мол. сезон, машин свободных мало, и предложила явный неликвид: «Ладу 4×4». Я мягко дал понять, что прокатных контор в Москве хватает. Она оценила мой пассаж и бархатным контральто предложила «Приору» на юге Москвы по 1350 рублей за сутки и 4500 рэ в виде залога.

За эти деньги мне обещали (согласно договору) исправную «Ладу» 2007 года выпуска. Работники филиала вежливо объяснили мои права и обязанности, проконсультировали насчет возможных форс-мажоров и других неприятностей. Попутно дали понять, что отечественная техника, пусть и кондовая по дизайну, надежна в эксплуатации. «А если что, работает собственный эвакуатор».

Наконец документы оформлены, идем за машиной. Что вам сказать... Я, конечно, надеялся на лучшее. Внешне «Приора» напоминала изрядно потрепанный штурмовик после трех удачных вылетов в тыл врага. Удачных в том смысле, что машина до сих пор в строю. Проверять ее на техническую пригодность, как и остальные прокатные авто, будем силами зарулевского лабораторно-технического центра «Тушино». «Там лампочка Check горит, не обращайте внимания», – напутствовал меня сотрудник компании. И я поехал.

Личное дело:

«Лада-Приора», 2007 год, пробег 129 594 км.

Ветровое стекло затерто, фары молочно-белые, масса вмятинок, глубоких царапин и прочих шрамов. Магнитолы нет, сигнализация не работает, бардачок лучше не открывать – крышка падает под ноги пассажиру. Руль отполирован беспечными ездоками так, что, по ощущению, больше похож на деревянный. Салон средней потертости и чистоты. Машина укомплектована знаком аварийной остановки, запаской в виде зимнего колеса на литом диске и аптечкой, в которой валидол «кончился» в прошлом году. Пока ехал на нашу базу, машину немного уводило в сторону, при торможении чувствовалось биение руля. Пациента сдал с рук на руки и стал ждать ответ.

Пластик фар «Приоры» затерт до такого состояния, что ближний свет здесь, словно тусклый габаритный огонек.

Геннадий ЕМЕЛЬКИН, руководитель ЛТЦ «Тушино»:

– Уровень масла в двигателе в норме, в коробке оно вообще свежее: его регулярно доливают из-за течи в коробке. Салонный фильтр забит пылью. Аккумулятор не закреплен, как и сирена сигнализации. Задняя правая стойка с подтеками масла. У левого заднего колеса на внутренней стороне две большие грыжи. Протектор на всех колесах на грани разумного. Давление в шинах пляшет от 2 до 2,4 атм.

Сканер зафиксировал семь ошибок, в числе которых пропуски воспламенения во втором цилиндре и отсутствие сигнала с первого датчика кислорода. Тестер тормозной жидкости показал, что содержание влаги в тормозной жидкости более 3%. По одной только этой причине безопасная эксплуатация данного автомобиля невозможна. Из хорошего: шаровые опоры в норме, как и тормозные колодки.

Мой вердикт: автомобиль в прокате использовать нельзя.

Уровень влаги в тормозухе «Приоры» просто запредельный. Не дай бог с такими тормозами да под хороший уклон!

Итак, сутки аренды «Приоры» обошлись мне в 1350 рублей. Залог 4500, мойка авто 300 да его заправка – в итоге получилось 6550 рэ. (Залог мне вернули, но потом.) Из плюсов: я съездил по своим делам, так сказать, с ветерком. В минусе: то, что я доехал, было чистым везением да и седых волос прибавилось.

ПРОБА 2: БЕЗ ВАРИАНТОВ

Прокат-середнячок – это сайт с перечислением машин да пара арендованных комнат в районном таксопарке. Если заблудитесь, барышня-администратор выведет вас по мобильнику – что твой ГЛОНАСС! Я, признаться, тоже поплутал, прежде чем арендовал авто на сутки.

Некоторые из подобных фирм работают без залога, но предварительно просят заполнить заявку на авто в электронном виде: «Это чтобы наша служба безопасности вас проверила». Я, видимо, подозрений не вызвал, за что мне и выдали «Шкоду-Фабия» 2008 года за 1900 рублей, причем без ограничения пробега по Москве и области. Это был единственный свободный автомобиль, исключая огромный японский вседорожник за 6900. «Машина с кондеем», – ободрили меня, а на постоянно горевший «чек энжин» предложили не обращать внимания: «Главное – чтобы никаких красных огоньков не зажглось». Вглядываясь в приборный щиток, я поехал.

Личное дело:

«Шкода-Фабия»

«Шкода-Фабия», 2008 год, пробег 147 104 км.

Кузов был почти без вмятин, но салон!.. Он пережил не один потоп, включая всемирный, отчего тканевая обивка приобрела вид весьма отталкивающий. Сквозь шум двигателя пробивался явно посторонний звук. Ладно, приеду в наш техцентр – там скажут, что к чему.

Геннадий ЕМЕЛЬКИН:

– Уровень масла в моторе в норме. Передние тормозные колодки сильно изношены. Задний левый тормозной барабан не закреплен на ступице, требуется регулировка стояночного тормоза. Корректор фар постоянно работает, пытаясь настроить левую фару. Защиты моторного отсека нет, отчего под капотом полно грязи. Протектор шин в норме, но на правом заднем колесе внутренняя грыжа. Что касается давления, его разброс по колесам – от 1,5 до 2 атм.

Жидкость в приводе тормозов «более-менее» была у «Фабии».

Сканер показал, что первый датчик кислорода не дает сигнала, отчего постоянно горит «чек». Тест тормозной жидкости показал, что она на грани: от 1,5 до 3% влаги. Машина не укомплектована аптечкой, знаком аварийной остановки и огнетушителем.

Итог: такой автомобиль я к эксплуатации не допустил бы.

Сутки владения аппаратом стоили 1900 рублей, плюс 400 на бензин и 300 на мойку. На круг вышло 2600 рублей. Не так дорого, но пользоваться такой машиной стоит только в самом крайнем случае.

По запущенности салона «Фабия» на первом месте – тут никакая химчистка не спасет.

Вы бы видели этот страшный салон сами! Свиней там перевозили, что ли? Интересно, как выглядел тот джип за 6900, который мне предлагали?

ХОД 3: МАЛЫЙ БИЗНЕС

В третий раз я закинул свой невод – выбор пал на совсем уж небольшую фирму, чьи координаты нашел во Всемирной Паутине. Заказ оформил через нее же. В наличии был «Шевроле-Лачетти» 2007 года. Минимальный срок заказа – от двух суток, каждые из которых стоят 2450 рублей. Еще 6000 – залог, если ездить в пределах Москвы и области. За настоящий дальнобой разовая доплата – 4000 рублей.

Так далеко я ехать не собирался, хотя «Лачетти» досталась с автоматом! Мужчина, оформлявший документы, заботливо уложил их в красивую папку и подытожил: «Для города самое то!». Машина ждала меня в одном из тихих переулков в старом центре. Впервые авто оказалось чистым и с полным баком. Подумалось: «А жизнь-то налаживается!».

Личное дело:

«Шевроле-Лачетти»

«Шевроле-Лачетти», 2007 год, пробег 68 635 км.

Внешне машинка как новая, лишь в районе левой задней арки небольшая вмятина да замят правый порог. Музыка играет, автомат работает, кондиционер холодит былые раны, салон чистый. Трам-пам-пам, наконец-то повезло! Однако что скажет наш завлаб?

Геннадий ЕМЕЛЬКИН:

– Уровень всех технических жидкостей в норме. Колеса почти новые, вдобавок все (!) накачаны до 1,9 атм. Передние колодки, судя по виду, недавно заменили, равно как и задние. К ходовой части претензий нет. Пресловутый «чек» не горит, а тест тормозной жидкости показал, что ее надо менять. Опять же аккумуляторная батарея не зафиксирована в моторном отсеке. Сканер показал, что жизненный цикл датчика кислорода вот-вот подойдет к финишу.

Свет фар «Лачетти» в норме, как и другие узлы и агрегаты.

Увы, при кажущейся ухоженности автомобиля полноценно эксплуатировать его тоже нельзя.

Единовременно я отдал за двое суток аренды 4900 рублей, в залог оставил 6000, бензинчику выхлебал на 400, плюс 300 рэ за мойку – итого 11 600 рублей. Самый приличный автомобиль, но и он с тормозухой подкачал. Понажимай я эту педаль более энергично, смог бы я остановиться, когда надо, сам, а не упершись в чей-то задний бампер?

Тормозную жидкость в машине давно не меняли – непорядок, понимаешь!

***

В течение нескольких дней я путешествовал на прокатных автомобилях. Конечно, если прижмет и ехать надо позарез, аренда автомобиля – благое дело. При условии, что он будет таким же настоящим, как и деньги, которые вы потратите. Наш автопрокат больше напоминает почасовой детсад. На какое-то время ребенка можно пристроить, но не удивляйтесь потом, что дите успеет освоить те слова, которыми вы пользуетесь лишь в минуты сильнейшего раздражения, причем не в кругу семьи.

Вывод один: этот род деятельности следует обязательно лицензировать, а прокатные автомобили должны проходить техосмотр раз в полгода, как и весь официальный пассажирский транспорт. Впрочем, деятелей малого прокатного бизнеса нынешнее положение вещей вполне устраивает. Судите сами: простенькая «Шкода-Фабия» стоит под 400 000 рублей. Сдавая ее за 1900 в сутки круглый год, даже с учетом страховки и некоторых трат на техобслуживание и техосмотр, хозяин отобьет потраченное за год! Выгодный бизнес, как ни крути.

Подпишитесь на «За рулем» в