Меняем лампы в фаре: вырви глаз

Продолжаем сравнивать удобство обслуживания десяти популярных на нашем рынке автомобилей.

[email protected]

Лампочки перегорают в самый неподходящий момент, а из инструмента, требуемого подчас для замены огарков, у большинства владельцев лишь скудный штатный набор. От баллонного ключа толку мало – им разве что по фаре ударишь в надежде продлить агонию перегоревшей спирали (хотя лучше стукнуть кулаком: меньше шансов расколоть колпак). Хорошо, если производитель укомплектовал машину отверткой с пассатижами, но такая щедрость нынче в диковинку. Поэтому возите с собой набор ключей – уж не сочтите совет банальным. Ведь оказаться «слепым» можно вдалеке от фирменного сервиса, и тогда, дабы не ехать на ощупь, создавая аварийные ситуации, менять лампочки придется самостоятельно.

Из прочего инструмента полезны компактный фонарик, чтобы подсветить, а также зеркальце, чтобы подглядеть (зачастую в зоне работ тесно). Пригодится шило или тонкая шлицевая отвертка – с их помощью проще отжать фиксирующий усик на колодке лампы или фары. Изготовьте заранее нехитрое приспособление для извлечения патрона габаритки: стачиваем на наждаке два зуба обычной столовой вилки (лучше из нержавейки, она намного прочнее алюминиевой), а кончики двух оставшихся загибаем под углом 90º. Расстояние между ними должно составлять 8 мм. Этими захватами в случае чего легко подцепить патрон и вынуть его вместе с лампочкой.

Для извлечения габаритки, если нет приспособления в виде вилки, используйте пассатижи-«утконосы» с изогнутыми губками. Только не давите сильно, иначе расколете патрон.

Также желательно иметь магнит на длинной гибкой ручке – вдруг придется вылавливать из недр подкапотного пространства оброненный крепеж. Вскрывать фару, не имея запасных ламп, бессмысленно, поэтому их нужно купить заранее. Типоразмер указан в руководстве по эксплуатации (например, для головного света это могут быть Н4, НВ3, Н11).

Не забывайте о безопасности! Ковыряться с машиной на обочине оживленной магистрали неуместно. Имеет смысл дотянуть до ближайшей заправки, площадки для отдыха или, наконец, свернуть на второстепенную дорогу. Как бы то ни было, обязательно выставите знак аварийной остановки, поскольку для лучшего доступа к фаре порой надо снять аккумулятор, а стало быть, обесточить автомобиль – понятно, что аварийку тогда не включишь. Да и работать лучше не под напряжением. Остерегайтесь коварства перегоревших лампочек! Порой при малейшей встряске уставшая от времени колба лопается, разлетаясь вдребезги. Пока не получите в глаз, не поймете, о чем речь, поэтому, уж поверьте опыту, безопаснее работать в защитных очках.

Если фару «Нексии» уже пришлось снять, доработайте нижнее наружное ушко, сточив на нем фаску круглым напильником. Теперь поставить фару на место будет гораздо проще.

Напомним, в нашем тесте участвуют десять машин: «Хёндай-Акцент», «Форд-Фокус», «Тойота-Королла», «Мицубиси-Лансер», «Рено-Логан», «Дэу-Нексия», «Шевроле-Лачетти», «Мазда-3» и две «Лады» – «Калина» и «Приора» (ЗР, 2011, № 2, 4, 6). Как и прежде, работу провели в зарулевском техцентре силами нашего механика Евгения Михалкевича, то есть в идентичных для всех машин условиях (одни руки, температура воздуха, освещение).

В зачет взяли среднее время из трех попыток, потраченных на замену более ответственных с точки зрения безопасности ламп ближнего света и поворотника, причем именно в той фаре, доступ к которой хуже. Не спорим, что две лампочки редко перегорают одновременно (тут скорее ищи потерянную «массу»), тем не менее для лучшего восприятия материала процесс нарочно упростили.

Чтобы скоба лучше держалась в петлях, отогните кончики в стороны (по направлению стрелок). Для левой фары имеет смысл переставить скобу в противоположные петли держателя («Лада-Приора»).

Разумеется, учли прочие неудобства, как, например, израсходованные бинты с йодом для перевязки конечностей. Это только снаружи машины гладко вылизаны, а под капотом полно заусенцев.

ПРОЦЕСС ПРОЗРЕНИЯ

1 место - «Форд-Фокус»

Чтобы вынуть фару, потребовалось не более минуты. При установке очистите от грязи привалочные плоскости.

Время замены, мин. 02.56

Лампы расположены за резиновыми заглушками, защелки показаны стрелками. Перед установкой проверьте дренаж (кружок).

+ Продуманная технология демонтажа фар.

– Тугой фиксатор разъема фары.

2 место - «Мицубиси-Лансер» (правая фара)

Имейте в виду: лампа поворотника бесцокольная. Патрон приходится снимать двумя пальцами, рука не пролезает.

Время замены, мин. 03.30

На втором месте «Лансер» с рекордным временем замены поворотника – 44 секунды. Причем не важно, в какой фаре менять: что справа, что слева доступ одинаково хорош. Чтобы подобраться к ближнему свету менее доступной правой фары, снимаем расширительный бачок: просто сдергиваем его вверх и, не отсоединяя шлангов, кладем на двигатель. Далее снимаем колодку с лампы, а затем стягиваем резиновый колпак. Теперь доступ открыт, но в зоне работ все же тесновато. Поэтому призвали на помощь зеркальце. С ним довольно быстро удалось поменять основную лампу, а заодно и габаритку. И хотя последняя вне зачета, общее время оказалось меньше, чем у занявшей третье место «Мазды».

Вот таким образом, обогнув горловину бачка омывателя и призвав на помощь зеркальце, меняем лампу ближнего света.

+ Наилучший доступ к поворотнику.

– Тесновато в зоне ламп головного света.

3 место - «Мазда-3» (правая фара)

Вынув поворотник левой рукой, передаем его в правую и выводим под капот. Здесь будет удобнее менять лампу.

Время замены, мин. 01.03.47

У «трешки» тоже больше хлопот с правой фарой. Тем не менее спустя 34 секунды с момента открытия капота огарок ближнего света уже валялся в корзине, а еще через 42 секунды в фаре сияла новая лампа – очередной рекорд. При этом инструмент не понадобился! Жаль, подкачал поворотник: для доступа к нему надо вывернуть колеса влево (если фара правая) и, удалив сердцевины, вынуть три пистона крепления брызговика. Отогнув «лопух», с поворотом извлекаем патрон и, переложив его в другую руку (для этого придется обнять крыло), выводим под капот. Теперь длины проводки вполне достаточно, чтобы извлечь перегоревшую лампочку и поставить новую. Но даже летом на почти новой машине наш механик измазался по локоть – а чего ожидать в зимнюю слякоть? Советуем иметь в арсенале непромокаемые нарукавники до плеча. Отметим и вероятность оцарапаться о весьма задиристый пластик подкрылка.

Лампу ближнего света поменяли в рекордно короткий срок. Вот что значит грамотная компоновка!

+ Наилучший доступ к ближнему свету.

– Пока поменяешь поворотник, извозишься в грязи.

4 место - «Тойота-Королла» (правая фара)

Секция ближнего света перекрыта горловиной бачка омывайки, что неудобно для визуального контроля.

Время замены, мин. 04.27

Четвертый результат у «Короллы». И здесь менее доступна правая фара: кроме нависающей над ней пластиковой накладки (она накрывает весь передок подкапотного пространства), мешает расширительный бачок двигателя. Накладку снимаем, вынув шесть пистонов, а бачок – отвернув два болта под ключ «на 10». Теперь не дает покоя наливная горловина омывайки – делает невозможным визуальный контроль секции ближнего света фары. В принципе, горловину можно вынуть, но мы обошлись без лишних движений: с помощью того же зеркальца заглянули сбоку да и извлекли перегоревшую лампу. Собрав все на место (вместе с поворотником) и оценив масштабы разборок, были приятно удивлены потраченным временем – всего 4 минуты 27 секунд. И ни одной новой ссадины на руках!

Тем не менее вынули лампу, не трогая горловины. Не обожгите руку о стенки расширительного бачка!

+ Внятное описание в инструкции по эксплуатации.

– Надо снимать накладку над фарой и расширительный бачок.

5 место - «Шевроле-Лачетти» (седан, левая фара)

В одной из попыток решили фару не снимать, а подлезть к тыльной части со стороны снятого аккумулятора и БУ ДВС...

Время замены, мин. 05.38

С левой фарой «Лачетти» провозились дольше. Поначалу из-за невнятной инструкции взялись снимать аккумулятор и блок управления двигателем, поскольку в ней сказано лишь, как снять заглушки с фары, а как к ним подобраться – ни слова. Оказалось, проще вынуть фару целиком (долой три болта крепления), на что с учетом замены ламп потратили 5 минут 38 секунд. В общем приемлемый результат, но, будь подопытный автомобиль не седаном, а хэтчбеком, все закончилось бы позором. Помнится, мучились не менее получаса (ЗР, 2007, № 11), извлекая фару для замены поворотника: патрон хоть и доступен из-под капота, но его не вынешь – упирается в кузов. А чтобы вынуть фару, надо снять (или по крайней мере приспустить) бампер, сняв решетку радиатора. В общем, разобрать полмашины.

...поскольку после снятия фары порой приходится заново регулировать направление светового пучка.

+ По сравнению с «Лачетти»-хэтчбеком одни сплошные плюсы.

– Невнятное описание в руководстве по эксплуатации.

6 место - «Лада-Калина» (правая фара)

Для лучшего доступа сняли бачок омывайки. Главное – не перепутать потом полярность проводов насосов.

Время замены, мин. 08.15

«Калина» оказалась лишь на шестом месте. Для лучшего доступа к правой фаре (под капотом шестнадцатиклапанник) пришлось снимать бачок омывайки, при этом передний болт крепления бачка не на шутку достал. Зачем было ставить такой длинный? Крутишь его, крутишь, а ни конца ни края не видно. Даже ключом с трещоткой намучились (ход рукоятки маловат), что уж говорить о рожковом. Вот из-за такого, казалось бы, пустяка наша отечественная машина, за которую искренне болели, проиграла по меньшей мере две позиции. Обидно!

При снятом бачке доступ к тыльной части фары просто отличный. Патрон поворотника белеет в правом нижнем углу.

+ Фиксация ламп понятна даже на ощупь.

– Приходится долго крутить передний болт для снятия бачка омывайки.

7 место - «Хёндай-Акцент» (левая фара)

После снятия аккумулятора лампу поворотника заменили за считаные секунды. Здесь лампа цокольная.

Время замены, мин. 10.31

Для замены ламп в левой фаре «Акцента» снимаем аккумулятор: болт прижимной планки и гайки клемм здесь под ключ «на 10». Через 1 минуту 36 секунд батарея была на полу, а еще через 5 секунд в секции поворотника стояла новая лампа. На замену лампы ближнего света потратили еще 55 секунд, а вот с установкой аккумулятора провозились больше 3 минут – ужасно неудобно водружать его на зажатую со всех сторон площадку. В итоге седьмой результат.

Сперва вставляем лампу в фару, фиксируем ее прижимной скобой, а затем ставим резиновый колпак и соединяем разъем.

+ Используется тот же инструмент, что и для снятия аккумулятора.

– Много острых заусенцев под капотом (работайте в перчатках!).

8 место - «Рено-Логан» (левая фара)

К левому поворотнику, не сняв аккумулятор, не подлезть. Имеет смысл проверить лампу до установки, напрямую от батареи.

Время замены, мин. 10.41

На восьмой позиции «Логан». Меняя лампу ближнего света в левой фаре, не стали снимать аккумулятор, о чем вскоре пожалели: доступ, мягко скажем, плохой. Из-за этого потратили больше 4 минут, обрели две свежие ссадины на руках, но главное – сильно засомневались в правильной фиксации прижимной скобы лампы. Даже зеркальце не помогло развеять сомнения. Лучше потратить больше времени, но снять батарею, для чего потребуются ключи «на 10» и «на 13», а также «Торкс-40». При снятом аккумуляторе совсем другое дело!

Не снимая аккумулятор, подобраться к лампе ближнего света довольно сложно, но при определенной сноровке получится.

+ Хороший доступ к правой фаре, внятная инструкция по эксплуатации.

– Разнокалиберный инструмент для клемм и планки аккумулятора.

9 место - «Дэу-Нексия» (левая фара)

Нижние шпильки крепления фары показаны стрелками. Чтобы вставить глаз, как можно сильнее надавите на накладку бампера (вниз).

Время замены, мин. 11.14

С «Нексией», занявшей девятую строчку, поначалу все шло гладко: выкрутили болт и две гайки крепления блока управления двигателем, сняли «минусовую» клемму с аккумулятора (чтобы провод не мешал вынуть блок наверх) и спустя 2 минуты 30 секунд радовались успешной замене поворотника. Увы, через 38 секунд, когда меняли ближний свет, соскочила и провалилась в недра фары прижимная скоба лампы. Да так неудачно, что выудить эту проволочку магнитом, как ни старались, не смогли. Взялись снимать фару – и вот сюрприз: это не удастся, если не снять накладку бампера, а доступ к крепежу накладки той же фарой и перекрыт. Долго гадали: а как же собирают на конвейере? Не иначе сперва ставят фары, затем бампер в сборе с поперечным брусом-усилителем и только потом решетку радиатора. В итоге к двум шпилькам бруса не подобраться, поэтому их вовсе не крепят! Как такое решение повлияет на безопасность при лобовом ударе, можно только догадываться. Вот вам яркий пример того, как карандаш дизайнера перечеркивает конструкторскую логику. Фару мы все же сняли, не трогая бампер (втроем, максимально возможно отжав накладку вниз), вытряхнули из нее прижимную скобу и, чтобы впредь не соскочила, надежно обжали петлю крепления пассатижами.

Для доступа к правой фаре снимаем корпус воздушного фильтра и отводим в сторону гофр впуска.

+ Нет.

– Много заусенцев под капотом, неудачная скоба лампы ближнего света, непродуманное крепление фары...

10 место - «Лада-Приора» (левая фара)

Чтобы добраться до поворотника, сняли аккумулятор и накладку над фарой. Патрон здесь со скользящими контактами.

Время замены, мин. 12.11

По такому же сценарию развивались события с «Приорой»: после снятия аккумулятора, верхней накладки фары и замены поворотника (на это ушло 5 минут 36 секунд) стали менять лампу ближнего света – и снова пружинная скоба слетает и проваливается в корпус фары! Все из-за небольшой недоработки: усики скобы надо бы развести в стороны, чтобы они не выпадали из петель. Кроме того, на обеих фарах скоба поворачивается в одну и ту же сторону (вправо). Если для правой это удобно, то для левой – нет: скоба перегораживает путь лампе, при установке приходится волей-неволей тревожить скобу. Поэтому, коли уж намучились и вынули «глаз» из «глазницы», переверните скобу в держателе, заведя усики с противоположной стороны (см. фото), благо держатель симметричен. Теперь скоба будет откидываться влево, к крылу, не мешая установке лампы. (Почему бы на заводе в Киржаче не делать так сразу?) Как и с «Нексией», учли потраченное на доработку время. В результате «Приора» с почти минутной разницей все же оказалась позади.

Фонарем подсвечивали, в зеркальце поглядывали, но так и не уследили за скобой лампы. Соскочив, она упала внутрь фары.

+ Нет.

– Непродуманная конструкция скобы лампы ближнего света, плохой доступ.

***

После теста осталось неприятное впечатление: некоторые производители будто нарочно усложняют жизнь владельцам, чтобы те, не сумев заменить лампочки самостоятельно, лишний раз поклонились дилерам. А ведь такого рода работы должны быть по определению простыми, поскольку напрямую влияют на безопасность нашего с вами передвижения. Впереди тест с фонарями. То ли еще будет...

Благодарим представительства компаний «Тойота», «Дэу», «Шевроле» и «Мазда»,

а также клуб www.priorovod.ru за предоставленные на тест автомобили.

Подпишитесь на «За рулем» в