Тест Игоря Бутмана: заезжий музыкант

Когда нам пришла идея оценить штатный звук аудиосистем премиум-класса, возник вопрос о критерии: децибелы или ватты, количество динамиков или цена? Мы выбрали иной путь – позвонили звезде современного джаза Игорю Бутману.

В то утро центр столицы, как назло, охватил автомобильный коллапс: я должен был заехать за Игорем Михайловичем к девяти утра и, к своему стыду, уже опаздывал на добрую четверть часа! На другом конце «провода» спокойный голос произнес: «Ничего страшного, не торопитесь. Главное – ехать аккуратно». С этого момента день пошел совсем иначе – на джазовой волне...

Игорь сел на заднее сиденье одного из четырех седанов, которые нам предстояло «отслушать», и мы стартовали. Один из любимых дисков музыканта, которые он захватил по нашей просьбе, тут же пошел в дело. Салон окутал ностальгический мотив Пэта Метини. Джазмен, оказалось, абсолютно в теме: «Это у нас «Лексус»? Значит, «Марк Левинсон», который будет звучать довольно жестко».

Музыкант моментально освоился с управлением мультимедиа седана LS 600h и почувствовал себя в меню настроек так же уверенно, как на сцене. Первым делом Игорь убрал задранные частоты на эквалайзере: «Хочу понять необработанный звук. Для меня важнее всего читаемость и прозрачность воспроизведения».

– А кто ваш самый любимый музыкант? – интересуюсь я.

– Нет, одного назвать не возьмусь, это невозможно. Мне нравится и Бенни Гудман, и Майкл Брекер, и Майлс Дэвис. Кстати, давайте что-нибудь еще послушаем.

В слот чейнджера уплыл диск Майлса Дэвиса. Когда мы почти подъехали к месту съемки, саксофонист решил сменить исполнителя. Я, сосредоточенный на дороге, был готов услышать очередное мягкое вступление когонибудь из корифеев джаза, и тут... Тарада-да, тара-да-да-да! Deep Purple с песней Burn грохнули так неожиданно, что я чуть не заправил «Лексус» в столб! Бутман даже не обратил на это внимания: закрыв глаза, он уже «играл» на воображаемой гитаре. Прямо как мальчишка-школьник! Отгремел финальный аккорд, и музыкант довольно крякнул.

– Похоже, вы и с гитарой в ладах?

– Лет в пятнадцать, когда учился на кларнете, тогда же на гитаре музицировал. Это меня и склонило в сторону рока, а там и джаза. Слушал сначала советские ВИА, потом пошло-поехало: Deep Purple, Led Zeppelin, Uriah Heep…

– И по-прежнему любите сделать погромче?

– Вообще, если еду не один, я не очень люблю музыку в машине. Громко не поставишь, а тихо – и не поймешь, что там звучит, независимо от стиля. Ну а когда один, да, выкручиваю почти на полную катушку.

– Каких возможностей мультимедиа в машине вам не хватает?

– Сейчас есть все, что нужно: и сообщения о пробках, и телевидение, и телефон, и Интернет. Нам предлагают все больше времени проводить в автомобиле, а это, вообще-то, не очень полезно – сидячий образ жизни.

Музыкант провел в каждой из машин по часу и, казалось, готов был слушать музыку еще и еще.

– Как музыкант, вы должно быть, очень требовательны к качеству звука?

– Я не делаю из звука культа. Использую любую возможность чтобы впитать что-то новое в музыкальном плане, узнать имена, альбомы. Дома у меня хорошая «акустика», но в самолете подойдет и «Айпод». Конечно, джазовый или симфонический оркестр не должен звучать электронно, но содержание все равно гораздо важнее.

Когда я пишу очередную пластинку, мне просто необходимо оценить ее на самой разной аппаратуре. Чтобы знать, как она зазвучит не только в хорошей, но и в не очень хорошей машине. Даже – моно! В студиях для этого есть специальные динамики, которые имитируют старый телевизор. Так что я не избалован. Помню, как радовался первым советским автомагнитолам с кассетами. Конечно, даже недорогие современные системы звучат на их фоне просто отлично!

Для оценки звучания использованы следующие диски: Joe Lovano – 52nd Street Themes; Pat Metheny – Оfframp; Deep Purple – Burn; Branford Marsalis – Creation; Miles Davis – Seven Steps To Heaven; Igor Butman Big Band – The Eternal Triangle.

– Кстати, о первом автомобиле и о самом любимом...

– Любимая машина пока «Мерседес» S-класса, на котором сейчас езжу. Хотя есть что вспомнить. Много времени провел за рулем «Тойоты-Старлет» в Америке, в 1987 году. По сути, она и стала моим первым личным авто. А потом много чего было: «Додж-Лансер», «Форд-Тандербёрд», «Шевроле-Кавалер», «Форд-Проуб». Конечно, никогда не забуду и отцовский горбатый «Запорожец».

День пролетел мгновенно. Увы, звезды не знают лишнего времени. Фотограф выставил машины и попросил Игоря позировать для финального кадра. Музыкант достал саксофон «Селмер» 1950-х годов, с которого за полвека почти сошло серебро, и не стал ничего изображать, а просто заиграл! На импровизацию останавливались прохожие, люди выглядывали с балконов. Все разом стало на свои места: вот он, тот звук, который пока не в состоянии воспроизвести самые лучшие динамики и усилители. И вряд ли когда-нибудь смогут.

ИГОРЬ БУТМАН ОЦЕНИВАЕТ ЗВУЧАНИЕ АУДИОСИСТЕМ

Если говорить о начальном, необработанном звуке, когда частоты выведены в ноль, то мне понравился «Лексус», хотя он и чуть резковат на роке.

Lexus LS. Система объемного звука Mark Levinson® Reference Surround Sound, Dolby Digital 5.1, DTS 5.1 (450 Вт), 15-канальный усилитель, процессор/усилитель ML3-16. AM/FM-радио, CD/DVD-плеер с поддержкой форматов MP3, WMA; USB. Семь дюймовых твитеров, семь четырехдюймовых среднечастотных динамиков, два динамика низких частот и один десятидюймовый сабвуфер.

Хорош и БМВ, однако здесь другая эстетика звука; он чуть мягче, но точность тембра и разборчивость тоже на высоте. Обоим по твердой пятерке по пятибалльной шкале!

BMW 7 series. Аудиосистема Professional LOGIC7 класса Hi-Fi. Два тюнера с улучшенным качеством сигнала в зонах слабого приема, AM/FM-радио, CD/DVD-плеер с поддержкой MP3, встроенная флеш-память на 100 дисков, семь среднечастотных динамиков, четыре высокочастотных и два центральных динамика низких частот.

«Ягуар» будто сделан для любителей дискотек: очень много низких частот, хотя звук в общем чистый, с хорошей динамикой. Четыре балла с плюсом или пять с минусом.

Jaguar XJ. Аудиосистема Bowers & Wilkins с усилителем мощностью 1200 Вт, с технологией Dolby® Prologic® II Surround Sound Dolby Digital 5.1, акустический эквалайзер Audyssey MultiEQ XT, AM/FM-радио, CD/DVD-плеер на один диск с поддержкой MP3, жесткий диск для хранения аудиофайлов, EON, RDS, PTY, TA, 18 динамиков и два сабвуфера.

«Мерседес» звучит тепло, но слегка безвольно. Звук мягкий, но какой-то матовый, звуковая картина немного размыта. Четыре балла. Хотя у меня тоже «Мерседес», я не считаю аудио-систему его сильной стороной.

Mercedes-Benz S. Акустическая система объемного звучания Harman Kardon® Logic 7® и DVD-чейнджер на шесть дисков. Формат Dolby Digital 5.1, система COMAND с радио, контроллером COMAND, DVD-плеером с поддержкой МР3 и разъемом для карт памяти, SD-технология SPLITVIEW, наушники и пульт дистанционного управления, 13-канальный усилитель, 14 динамиков и сабвуфер.

Игорь Бутман: «Хочу пожелать тем читателям «За рулем», кто проводит много времени в дороге, в первую очередь побольше классной музыки, побольше джаза! Доброго всем настроения за рулем с хорошей музыкой!».

Редакция благодарит Игоря Бутмана

и от всей души поздравляет с 50-летием.

Подпишитесь на «За рулем» в