Рассеянное вождение: офф-лайн

Информационно-коммуникационные системы автомобиля, мобильные устройства крепко связывают водителя с внешним миром. Насколько опасно использовать их во время движения? Проанализируем зарубежную статистику.

Эрику Окерблому из тихого местечка Санта-Мария в Калифорнии было 19 лет, когда погожим июльским днем его снес пикап, летевший на скорости за сотню. По изъятому у водителя мобильнику установили, что в момент наезда тот набирал сообщение...

Плотный поток, пробки, вялое монотонное движение – будни городского автомобилиста. В этих условиях так и хочется развлечь себя разговором по мобильнику или общением в многочисленных социальных сетях, чатах и микроблогах, сделавших прогрессивное человечество зависимым от различных портативных девайсов и гаджетов. Калейдоскопический обмен сообщениями чреват специфическим заболеванием суставов – синдромом большого пальца. За рулем же цена мобильной социализации – человеческая жизнь. В США, например, это причина 20% аварий. Проблема стала настолько серьезной, что уже с конца 1990-х удостоилась специального термина: рассеянное вождение.

Индийских водителей доходчиво предупреждают: «Не звони тому, кто за рулем».

Разговор за рулем по мобильному даже с беспроводной гарнитурой увеличивает время реакции вдвое по сравнению с вождением при 0,8 промилле алкоголя в крови. Но не только мобильник способен отвлечь от дороги. Еда, питье и курение, просмотр карт, настройка магнитолы и микроклимата, обращение к навигации, разговоры с пассажирами, успокаивание ребенка, просмотр видео – вот перечень наиболее существенных факторов, снижающих концентрацию внимания. По воздействию их можно разделить на три типа: визуальное отвлечение (не смотреть на дорогу), тактильное (убрать руки с руля) и когнитивное (мысленно отвлечься от процесса вождения).

Угадайте – что самое опасное и отвлекает троекратно? СМС! Больше везет тем, кто умеет набирать сообщения вслепую или забил пару шаблонных ответов для быстрой отправки. Но все равно он управляет одной рукой – другая вне руля. Не безопаснее и просто трепотня по мобильнику, даже с использованием гарнитуры. Тут выводы независимых экспертных агентств и государственных профильных организаций сходятся: рулишь и говоришь по телефону – вероятность попадания в аварию вырастает в четыре раза. За рулем надо думать о дороге, а не грузить мозг проблемами, транслируемыми в ухо. Вроде бы едет человек, взгляд устремлен вперед, только получается – смотрит в книгу, а видит фигу.

Даже безобидные с виду манипуляции во время движения чреваты смертельными последствиями.

Итак, опасность очевидна, но как с ней бороться? С этим сложнее. В США – штраф, если попался на месте или по видеофиксации. Но это только за разговор по телефону без гарнитуры. На пользование Интернетом во время движения пока запрета нет.

Почему мы не думаем о смертельной опасности, которую несет рассеянное вождение? Здравомыслящий человек осознает: вести машину пьяным – это явное преступление, но других рисков, гораздо более близких и опасных, он не замечает. Его заблуждение подкрепляется безнаказанностью: так легко опустить руку с мобильником, проезжая мимо патруля, поста или камеры. Запомните: за рулем мы читаем только дорожную информацию, все остальное уходит в офф-лайн.

Вот он, герой аварийных сводок: на дорогу не смотрит, внимание отдано набору символов, одной оставшейся на руле рукой не выполнить грамотного маневра.

Подпишитесь на «За рулем» в