Первый отечественный электромобиль

МАШИНА быстро тронулась с места и, набрав скорость, влилась в поток уличного движения. — Хорошо работает двигатель у этого автомобиля, — сказал один из прохожих своему спутнику. — Совершенно бесшумно. — А это не автомобиль, — последовал ответ. — Посмотри-ка внимательнее. И действительно, машина, о которой шла речь, не имела бензинового двигателя. Это был электромобиль.

В электромобилях источником энергии служит мощная аккумуляторная батарея. По сравнению с обычными двигателями, электрический двигатель имеет ряд преимуществ, а именно — легкость пуска вне зависимости от температурных условий, возможность регулирования скорости в широких пределах. Электромобилю не требуются коробка передач и сцепление, что значительно упрощает его конструкцию.

Если электромобиль оборудуется одним двигателем, то передача тягового усилия к ведущим колесам осуществляется с помощью заднего моста автомобильного типа (с дифференциалом). В тех же случаях, когда устанавливается два двигателя, каждый из них приводит во вращение одно ведущее колесо. Такая конструкция, в частности, применена в отечественных электромобилях грузоподъемностью 0,5 и 1,5 тонны, опытная партия которых была изготовлена НАМИ. Конструкция переднего моста электромобилей обычно такая же, как у автомобилей.

Управление электромобилем значительно проще, чем автомобилем, так как регулирование скорости его движения производится с помощью одного лишь аппарата — контроллера управления. По своим некоторым эксплуатационным показателям (бесшумность работы, отсутствие вредных выпускных газов, использование электрической энергии взамен жидкого топлива, простота обслуживания, малая стоимость ремонтов и т. д.) электромобили стоят, бесспорно, выше автомобилей. Однако сравнительно небольшой запас хода на одну зарядку аккумуляторов, а также невозможность в данное время установить более мощную батарею без чрезмерного увеличения веса машины приводит к тому, что электромобили не получили достаточно широкого распространения.

Многолетний опыт эксплуатации электромобилей за границей показал, что этот вид транспорта целесообразно применять в тех отраслях хозяйства, где радиус действия машины обычно не превышает 40—80 км (например, почтовые перевозки). Улучшение показателей электромобилей неразрывно связано с проблемой создания более совершенных аккумуляторов по сравнению с выпускающимися в настоящее время аккумуляторами.

Подпишитесь на «За рулем» в