Выигрышная комбинация

ВЫИГРЫШНАЯ КОМБИНАЦИЯ

КОМПАНИИ И РЫНКИ

/СТИЛЬ

ВЫИГРЫШНАЯ КОМБИНАЦИЯ

В РИГЕ ВЫПУСКАЮТ ПРИБОРЫ

ДЛЯ РОССИЙСКИХ АВТОМОБИЛЕЙ

ТЕКСТ / АНАТОЛИЙ СУХОВ

Продукция Рижского завода автотракторного электрооборудования, основанного в 1946 году, вначале шла на конвейеры ЗИЛа и ГАЗа, но со временем завоевала практически все автомобильные и тракторные заводы бывшего Союза. После его распада рижане частично свернули производство, сократили численность персонала, но одновременно провели модернизацию. Сегодня АО "Рижский завод автоэлектроприборов" (RAR) - компактное (менее 400 работников), гибкое производство с полной технологической цепочкой: проектирование и изготовление опытных образцов и малых серий, испытания, подготовка технологической оснастки, серийный выпуск. Конечно, западные расценки на энергоресурсы и материалы, граница между нашими странами - не в пользу завода, но даже в этих условиях его продукция остается конкурентоспособной на российском рынке. Одно из важнейших направлений производства - комбинации приборов.

Перед вами приборы нового поколения: модный дизайн, обилие индикаторов (АБС, подушки и ремни безопасности, износ тормозных колодок), жидкокристаллические дисплеи. Для подсветки шкал рижане используют современную пленочную технологию: на прозрачную подложку по трафарету наносят слои краски: снизу белую, сверху - черную (кроме цифр, надписей, символов). Изнутри к шкале подведен пучок световодов, равномерно распределенный по всей ее площади, а отдельный световод - через ось к стрелке: она тоже светится.

Монтаж - высокотехнологичный: двусторонние платы, плоская пайка выводов микросхем (как в компьютерах). Элементная база в основном известных фирм: "Филипс", "Сименс", "Томсон". Делает завод и "стандартные" комбинации для "Волги", "Таврии", вазовских переднеприводных автомобилей.

Интересуются продукцией RARа и западные фирмы, например, транснациональная корпорация TRW. Рижане уже поставляют технологическую оснастку в Германию, Швецию, Данию, а выпускаемые приборы проходят сейчас международную сертификацию по ISO 9000.

Комбинация АР 100.3801 предназначена для новой "Волги" GAZ 3111 и уже поставляется в Нижний. Все приборы (в том числе спидометр) управляются электронным блоком (тросика нет): их точность намного выше электрических и механических, а шкалы линейны во всем диапазоне (увеличение погрешности с ростом показаний - типичная болезнь механических спидометров и, отчасти, тахометров). Наиболее важные индикаторы (аварийное давление масла, перегрев двигателя) дублированы зуммерами - с ними неисправность не проморгаешь. Запищит "рижанка" и при гололеде - в схеме предусмотрена обработка показаний внешнего термометра. А перегоревший индикатор или неисправный прибор комбинация определит сама - в схему "зашита" функция самотестирования. На левом жидкокристаллическом дисплее - счетчик суммарного и суточного пробега, правый показывает время, напряжение в бортовой сети или температуру окружающего воздуха.

Дисплейчик со счетчиками пробега теперь есть и на другой газовской комбинации - "десяточной". Она же - для UAZ 3162 и 2765.

Стандартная комбинация "Святогора" - не самая "читаемая": верхние индикаторы скрыты козырьком и руль назойливо "лезет в кадр". RAR разработал свою - современной формы, под новую панель приборов (ее уже выпускают смежники). Шкалы легко читаются, а линейка индикатора заметно разрослась (АБС, перегрев катализатора и т. п.) и перекочевала вниз. На конвейере новинка вряд ли появится, а вот тюнинговым фирмам будет что предложить клиенту.

Электронными приборами обзавелись и тракторы МТЗ, этот завод - давний партнер рижан. Манометры (давления масла в двигателе, коробке передач, воздуха в пневмосистеме) точнее и надежнее механических. В центре - указатель топлива с крупной шкалой, цена деления - 1/8 бака. Но самый интересный прибор - тахоспидометр. На жидкокристаллическом дисплее скорость высвечивается с точностью до десятой километра! Конечно, не для спора с сотрудником ГИБДД - на сельхозработах подачу семян рассчитывают в зависимости от скорости: чем точнее следовать этим расчетам, тем выше урожай. Тахоспидометр можно программировать: передаточное отношение трансмиссии и диаметр колеса задаются при настройке.

Приборы для грузовика ЗИЛ-4331 чем-то напоминают самолетные.

Подпишитесь на «За рулем» в