Тонировочные пленки: броня крепка

Говорят, что тонировочные пленки будто бы защищают стекло от крепкого удара. Мы проверили, можно ли полагаться на тонкую пластиковую броню.
Стекло с двухсторонним бронированием разбилось, но его можно спокойно вынуть: пленки прочно удерживают осколки.

Агрессия в крупных мегаполисах буквально зашкаливает, при разборках на месте достается и владельцам, и машинам. В автомагазинах на полках давно не диковина бейсбольные биты, но попробуйте купить там же и мячик! Однако для проверки пленок бита не годится: сила ее удара – величина случайная, а нам нужны стабильность и повторяемость. Травматическое оружие отвергли, поскольку на него необходимо разрешение, а вот пневматика – то, что надо.

Эксперимент решили приблизить к реальным условиям, для чего приобрели дверь от ВАЗ-2105 и несколько стекол. Обстрел вели из пневматического пистолета МР-564К (копия знаменитого ПМ). Правда, грызли сомнения: хватит ли трех джоулей энергии (столько ее у пульки, летящей со скоростью около 100 м/с), чтобы просто разбить закаленное стекло? Целились с восьми шагов сначала в неоклеенное окно. Негромкий хлопок, и борский сталинит разлетелся на мелкие осколки. Пульку нашли «в салоне», – стало быть, она, не говоря уже об осколках, могла нанести травму водителю.

В реальных условиях «голое» закаленное стекло разлетится точно так же и может поранить.

Далее очередь стекла, затонированного дешевой пленкой неизвестного производителя (но зато испытанной в НАМИ) Top Colour толщиной всего 50 мкм. Ее качество вполне соответствует цене: уже при разглаживании в процессе тонировки на пленке образуются царапины. Если стекло опускное, оно быстро разукрасится вертикальными рисками. Кроме того, как нам объяснили в тонировочном ателье, на солнце такая пленка к будущему году выгорит и станет прозрачной. Но наша забота не об этом.

Итак, те же восемь шагов. Огонь! Пулька отскочила обратно, стекло… устояло! Пленка работает? Делаем контрольный выстрел с той же дистанции. Всё, есть дырка и сетка трещин. Пулька прошла насквозь (хотя и потеряла всю энергию), а вот осколков уже можно не бояться: их удерживает пленка.

Результат выстрела с восьми шагов по стеклу с дешевой пленкой толщиной 50 мкм.

Дальше в нашу игру включились профессиональные тонировочные пленки разных фирм – толщиной 100 и 200 мкм. Эти уже довольно стойки к царапинам и не выцветают. Но стекла от пуль все равно не защищены – разбились при выстрелах с восьми шагов, не пропустив, однако, пульку насквозь.

Тут необходимо сделать отступление. Особенность закаленных стекол – невидимые точки концентрации напряжений, возникающих при термообработке. Если попасть в такую, стекло разбить намного легче. Так что критическая дистанция в нашем случае в некотором смысле условна: никогда не знаешь, в какую точку угодит пулька.

Тонировочные пленки толщиной 100 или 200 мкм: пульку не пропускают, но стекло все равно под замену.

В финале – тест с прозрачной «бронирующей» пленкой: сначала на стекле, оклеенном с одной стороны пленкой 200 мкм, потом на защищенном с двух сторон пленками толщиной 100 и 200 мкм. На последнее возлагали особые надежды: пластик должен смягчить удар стальной пульки! Увы, ожидания не оправдались: «бронированное» с одной стороны стекло разбилось уже при первом выстреле с восьми шагов, двухсторонняя «броня» держала оборону до выстрела с пяти шагов. Впрочем, сами пленки выдержали, пуля внутрь не проникла. Говорят, что и бейсбольная бита такое стекло насквозь не проламывает.

Вывод: не надейтесь защитить стекла тонировкой – не поможет. Другое дело «самозащита» и сохранность борсеток: тут эффект будет, если не экономить и выбирать пленку толщиной не менее 100 мкм.

В точке попадания пульки в двухстороннюю «броню» лишь небольшая вмятинка с одной стороны и выступ – с другой.

И последнее. Имейте в виду, что если доведется свалиться вместе с автомобилем в воду, то защищенное стекло выбить вряд ли удастся, а дверь откроется, лишь когда вода в салоне поднимется почти до потолка. Это так, на всякий случай.

Подпишитесь на «За рулем» в