ExxonMobil: от Пилата до Обамы

Приглашение посетить подразделение исследований и технологий (ExxonMobil Products Research and Technology – PR'T) в американском Полсборо включало в себя возможность «самостоятельно приготовить масло Mobil».
По дороге на фирму заметил такую вот зеленую дорожную полосу. Правильно, это велосипедная дорожка. Опять-таки для безопасности.

На первой же фразе из брошюрки по «Эксон Мобил» я споткнулся (впрочем, коллеги тоже): Our team has amassed nearly 2000 years of technology development experience. А как не споткнуться, когда тебе сообщают, что, дескать, «наша команда накопила почти 2000 лет опыта технологического развития»? Что-то много… Впрочем, это Америка, а какая Америка без размаха!

Постепенно веселые американцы сбавили обороты и пояснили, что компания ведет свою историю не со времен Христа, а с 1866 года, когда была создана предшественница «Эксона» – «Вэкьюм ойл компани» (Vacuum Oil Company). Но накопленный опыт – все равно 20 веков, и не меньше! И самобеглые коляски, и полет братьев Райт, и первый беспосадочный вояж самолета «Вояджер» вокруг шарика – всюду участвовали продукты от «Эксон Мобил» и ее предков. Как тут не поверить, что и во времена Пилата тоже что-то было... Американцы ребята с юмором, хотя и своеобразным.

А моторное масло я в итоге действительно приготовил: облачившись в некое подобие костюма химзащиты, честно смешал несколько компонентов, за что даже удостоился похвалы компьютера. Американец тоже сказал «гуд». И согласился лично приехать в Россию – оценить, так ли зла русская зима.

На шее наушники, на носу специальные очки, на руках противные перчатки… Про пудовые калоши и говорить не хочется. Но без всего этого к самостоятельному приготовлению масла меня не допустили бы.

За полтора столетия корпорация прошла путь от провинциальной компании по продаже керосина до крупнейшего нефтедобывающего и нефтехимического концерна. Торговые марки «Эксон» (Exxon), «Эссо» (Esso) и «Мобил» (Mobil) у всех на слуху. По многим позициям (между нами, по всем) американцы считают себя лидерами рынка. Поддакивать не хочется, но столь солидных исследовательских центров я действительно не припоминаю. И точно скажу, что его содержат не только для экскурсий журналистов.

Выборка из увиденного за восемь отпущенных нам часов – на фото.

История компании ExxonMobil

- 1866. Запатентовав метод получения смазочного материала посредством вакуумной дистилляции керосина, Мэтью Юинг и Хирам Бонд Эверест основали компанию «Вэкьюм ойл» (Vacuum Oil).

- 1879. Компания «Стандард ойл» приобретает три четверти акций «Вэкьюм ойл». На рынок выводится новое масло для цилиндров паровых машин «Гаргойл 600-W» (Gargoyle 600-W).

- 1882. Смазочные материалы «Стандард ойл» используются в электрогенераторной установке Томаса Эдисона.

- 1885. Разрабатываются моторные масла «Гаргойл Арктик» для генераторов и двигателей нового поколения, раскручивающихся до 1000 оборотов в минуту.

- 1903. Братья Райт используют горючее «Джерси стандард» и смазочные материалы «Мобилойл» («Вэкьюм») для совершения первого в истории полета.

- 1915. Ральф де Пальма первым из победителей автогонок «Индианаполис 500» использовал продукцию «Мобил».

- 1920. Исследователи из «Джерси стандард» получили медицинский (изопропиловый) спирт, который стал первым коммерческим нефтехимическим продуктом.

- 1926. На рынок выводится новое топливо под фирменным наименованием «Эссо» (Esso).

- 1928. Амелия Эрхарт использует «Мобилойл» в двигателе своего самолета при одиночном перелете через Атлантику.

- 1937. Исследователи компании получают синтетический каучук – бутил. Сегодня он используется в производстве автомобильных шин, защитных покрытий и т. д.

- 1938. Начинается промышленное производство алкилата, что позволило выпускать изооктан, используемый для повышения октанового числа авиационного бензина до 100 единиц.

- 1952. На рынок выводится первое всесезонное масло «Юнифлоу» (Uniflo).

- 1958. Компания «Пан-Америкэн эйруэйз» отправляет свой «Боинг-707» в первый трансатлантический полет – из Нью-Йорка в Лондон. Самолет заправлен авиационным топливом «Мобил».

- 1966. Компания «Мобил» отмечает 100 лет со дня основания «Вэкьюм ойл» и изменяет свое название на «Мобил ойл корпорейшн». Компания начинает широкомасштабную программу популяризации нового фирменного названия – «Мобил».

- 1972. Компания «Джерси стандард» официально меняет свое название на «Эксон корпорейшн».

- 1974. Выпуск синтетического масла «Мобил 1» (Mobil 1).

- 1976. Изобретен способ преобразования метанола в высокооктановый бензин с использованием универсального катализатора.

- 1982. Сто лет со дня основания треста «Стандард ойл».

- 1997. Создана электронная система «Спидпас» (Speedpass), которая автоматически включает заправочную колонку и снимает сумму оплаты с кредитной карты.

- 1999. Объединение компаний «Эксон» и «Мобил» в корпорацию «Эксон Мобил».

- 2001. Разработан метод, с помощью которого производится избирательное удаление из бензина более чем 95% серы с минимальным снижением октанового числа.

- 2007. Завершено бурение Z-11 – самой протяженной в мире скважины с отходом забоя от вертикали.

Казалось бы, классная работа у мистера, визуально проверяющего чистоту поршней: смотри себе в микроскоп и ставь баллы в табличку. Однако же мистер гордо заявляет, что специалистов подобной квалификации в компании всего три. При этом – внимание! – если всем троим нужно куда-то лететь, то они летят тремя разными самолетами: чтобы в случае чего хоть кто-то остался в живых. На вопрос, есть ли аналогичные должности в компаниях, скажем, «Тотал» или «Шелл», мистер ответил: «Ноу».

Американцы помешаны на безопасности: тяжеленные калоши со стальными носами обязаны надевать все посетители. Открою маленькую тайну: симпатичная переводчица пришла на каблучках и весь день таскала калоши в руках. Так, наверное, тоже можно.

А вот это – небольшое шоу. Тем, что мотор с подопытным маслом намотал более 100 000 миль, особо никого не удивишь. Но все меняется, когда этот мотор принадлежит красному «Камаро»! От такого сразу не отойдешь.

Подпишитесь на «За рулем» в