"фокус" по-русски: прогноз на завтра — журнал За рулем

"фокус" по-русски: прогноз на завтра

«ФОКУС» ПО-РУССКИ: ПРОГНОЗ НА ЗАВТРА

ЭКОНОМИКА

«ФОКУС» ПО-РУССКИ: ПРОГНОЗ НА ЗАВТРА

В ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ НАЧАЛОСЬ ПРОИЗВОДСТВО АВТОМОБИЛЕЙ «ФОРД»

ТЕКСТ / ИГОРЬ МОРЖАРЕТТО

Официально первый «Фокус» с табличкой Made in Russia сойдет с конвейера только в апреле. По этому поводу, конечно же, устроят большой прием для официальных лиц и представителей СМИ, наверное, будет фейерверк. Но сегодня, за пару месяцев до праздника, все, что делается за забором нового предприятия, окружено строжайшей тайной. Так принято на западе у солидных фирм-производителей. И все-таки очень хочется узнать — а что же там происходит?

«ОКНО В ЕВРОПУ»

Когда в начале 90-х, на волне перемен, Ленинград снова стал Санкт-Петербургом, область неожиданно для всех решила сохранить старое имя. Попробуйте произнести: «Санкт-Петербург — столица Ленинградской области» — невольно улыбнешься. Но не всем до улыбок, когда город на Неве представляется теперь как некий форпост России в Европе, а регион — чуть ли не цитадель консерватизма. Слава богу, все не так. Именно в области несколько лет назад принят пакет законов о защите иностранных инвестиций, чуть ли не самый прогрессивный в стране. За три года здесь открыли свои предприятия «Катерпиллер», «Филип Моррис», «Крафт Фудз» и другие. А теперь вот и «Форд»...

От окраины Санкт-Петербурга до Всеволожска всего 24 км. Дорога совсем не плохая, только несколько переездов все портят — на любом из них можно запросто «зависнуть». Но если повезет, то минут через двадцать вы попадаете в обыкновенный наш городок с памятником Ленину на центральной площади. Цель поездки — даже не город, а маленькая деревенька Щеглово: несколько покосившихся домиков соседствуют с длинными темными корпусами завода «Русский дизель», где продолжают клепать что-то оборонное.

За последние годы аппетиты ВПК сильно поуменьшились, и с лета 1999 года один из заводских корпусов передали в аренду ЗАО «Форд мотор компани». Размеры «ангара», как именуют здесь корпус, немаленькие — больше 50000 м2 (да еще земли 30 га!). В нем оборудованы три цеха — сварочный, окрасочный и окончательной сборки. Готовы административные, бытовые, складские помещения, душевые, столовая, работает медсанчасть.

По конвейеру туда-сюда «гуляют» три десятка кузовов (хэтчбек, седан, универсал) разной степени сборки. Прибыли они из Испании и Германии в конце осени и теперь на них отрабатывают технологические операции. По планам уже в феврале на заводе начнется сборка предсерийной партии — до конца I квартала должна быть подготовлена первая промышленная партия — 300 автомобилей. В продажу они не пойдут: одни отправятся на тесты, другие — на сертификацию. И только когда все необходимые документы будут получены (предположительно — к маю), российские «форды» поступят к российским же дилерам. Такой завод — единственный не только в СНГ, но и в Восточной Европе, но пока что его продукцию будут реализовывать только в России. Расчет — на наш рынок, и оптимизм менеджеров небезоснователен: за 11 месяцев 2001 года у нас официально продано 3719 новых «фордов», причем в лидерах, естественно, «Фокус».

В нынешнем году с конвейера во Всеволожске должно сойти примерно 5 тыс. автомобилей. Сколько они будут стоить? Тут руководители завода и сотрудники представительства «Форд» в России единодушно отмалчиваются. Тем не менее подсчитать можно и самостоятельно. Если сегодня автомобиль в «базовой» комплектации (двигатель 1,6 л, гидроусилитель руля, подушка безопасности, центральный замок) стоит примерно 14 тыс. долл., то собранный в России будет значительно дешевле. А если развернуть производство до плановых 25 тысяч в год да найти отечественных поставщиков комплектующих?..

В этом, кстати, самая большая загвоздка. Сегодня одно из наиболее важных по значению подразделений «Форд мотор компани» в России — отдел по локализации. Двадцать пять его сотрудников в Ленинградской области и других регионах страны заняты поисками поставщиков комплектующих. Пока названо два: Борский стекольный завод (он займется изготовлением боковых стекол) и компания «Эласт-Технологии», где будут делать коврики и брызговики.

Прежде чем попасть в список официальных партнеров «Форда», российские предприятия и их изделия прошли строгие проверки. Даже в несчастные коврики пришлось внести конструктивные изменения по требованию фордовских инженеров, например, «нарастить» бортики, дабы не пачкать ворс салона. Заметим, немалую роль сыграло то, что Борский завод получил сертификат ISO 9001, а компания «Эласт-Технологии» эту процедуру проходит сейчас.

Собственно, желающих сотрудничать с именитой западной фирмой хоть отбавляй. Вот только требования у «Форда» больно жесткие — и к внешнему виду, и к материалам, безопасности, экологичности, срокам поставки. А также к людям, которые все эти требования обязаны соблюдать.

КАДРЫ РЕШАЮТ ВСЕ

Из заводских ворот пока еще не выходят новенькие автомобили, но каждое утро в 8.40 заступает рабочая смена. Приезжают из Всеволожска и Санкт-Петербурга на специальных автобусах-челноках, переодеваются все как один в фирменные синие комбинезоны и каски (да-да, это обязательно — еще не закончены монтажные работы!) и отправляются на свои рабочие места.

Сегодня в штате завода — 350 человек; две трети — жители Всеволожска. Устроиться на «Форд» — престижно, но не просто: конкурс на каждое рабочее место. Учитывают возраст, профессиональные навыки, личные качества, желание работать именно на «Форде». Конечно же, о каждом кандидате наводят справки: где работал, почему ушел... Словом, получить фирменную синюю спецовку (и зарплату, по слухам, одну из самых высоких в регионе) — отнюдь не просто. Мало того, совсем не важно, кем ты был раньше, все равно придется учиться.

Этим летом «Форд» переоборудовал один из корпусов сельскохозяйственного колледжа во Всеволожске (в ремонт здания, оборудование и библиотеку вложили 270 тыс. долл.) и открыл свой учебный центр. Каждый работник проходит здесь практику (на западный манер это называют «трейнинг») — от 5 дней до 4 недель. Занятие ведут преподаватели колледжа, специалисты завода во Всеволожске и других европейских предприятий «Форда». Мастера, руководители подразделений проходят стажировку на европейских заводах.

Только 13 из 350 работников ЗАО «Форд мотор компани» — иностранцы, но, по словам генерального директора Мюррея Гилберта, со временем их останется двое. Остальных заменят российские специалисты, которые пока числятся дублерами. Скажем, от главного менеджера по качеству (по-нашему — начальника ОТК) шведа Андерссена (8 лет в отделе качества «Вольво» — это не шутка!) его коллега Валерий Никольский просто ни на шаг не отходит — времени до пуска остается совсем немного, а еще учиться и учиться...

Пусть еще не бегает по российским дорогам ни один наш «Фокус», но в одном небольшом городе жизнь уже изменилась. Построена новая дорога, отремонтирован колледж, каждый день на улицы Всеволожска выезжают несколько новых «транзитов» — они обслуживают школы, детские сады, больницы. Главное же, у многих появилась цель в жизни — связать ее с новым заводом. Четыре студента из Всеволожска обучаются в питерских вузах с именными стипендиями «Форда»; в новом году обещают, что их станет больше.

Много все это? Мало? Трудно сказать... Для маленького российского городка — немало. Чтобы оценить по масштабам России, осталось подождать совсем немного. Посмотрим через год, как изменится автомобильная жизнь в России, когда на ее дорогах появятся современные «фокусы» по доступной цене.

P.S. Как нам стало известно, существует техническая возможность увеличить мощность завода до 100 тысяч в год — при относительно небольших финансовых вложениях. При таком развитии событий цена российского автомобиля «Форд» практически сравняется со стоимостью «десятки». Но не будем забегать вперед.

Учебный центр «Форда».

Первая именная стипендия «Форда» — студентам вузов Петербурга.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Читать комментарии

Самые новые
Загрузка...