Автопром в поле зрения

АВТОПРОМ В ПОЛЕ ЗРЕНИЯ

АКТУАЛЬНО

/ИНТЕРВЬЮ

АВТОПРОМ В ПОЛЕ ЗРЕНИЯ

На вопросы «За рулем» отвечает заместитель министра промышленности, науки и технологий РФ Сергей МИТИН.

– Сергей Герасимович, события конца прошлого – начала нынешнего года могут в корне изменить условия нашей автомобильной жизни. Прежде всего, речь о решении комиссии по защитным мерам во внешней торговле, которая рекомендовала правительству увеличить таможенные пошлины на подержанные иномарки. Они, как известно, вступают в силу, как только Председатель Правительства подпишет постановление (видимо, уже с марта этого года). Как вы оцениваете это?

– Положительно.

– Но помогут ли новые пошлины нашему автопрому? Горький опыт уже был – всего несколько лет назад…

– А мы как раз в последнюю очередь думали о защите российской автомобильной промышленности, в первую же – о защите нашего автопарка. Посмотрите, что в мире происходит – парк автомобилей в Западной Европе, Америке, Японии резко омолаживается, а наш – стремительно стареет. Понятно, это связано с невысоким у нас уровнем жизни, но ведь на этом фоне импорт подержанных иномарок вырос за последние два года в несколько раз и сегодня уже равен 40% от всех производимых в России автомобилей.

В развитых странах за последние годы принято немало мер, чтобы стимулировать граждан приобретать новые автомобили и, соответственно, избавляться от старых. Россия же оказалась между двумя автомобильными центрами – европейским и японским, и начавшийся «великий исход» подержанных иномарок ничего хорошего нашей стране не сулит. Ни в смысле экологии, ни в безопасности, ни в экономике. Посмотрите, какие деньги ежегодно вывозят у нас за рубеж в обмен на «бэушные» машины – по разным оценкам, от 2,5 до 5 млрд. долл. ежегодно! И это не все. Подержанные иномарки, особенно старые, требуют больших средств на обслуживание и на покупку запчастей (импортного производства, естественно) тратится еще 1–2 млрд. долл. в год.

Конечно, все это не на пользу нашей экономике, развитию автопрома. И еще: в России нет сегодня ни одного современного предприятия по рециклированию и утилизации старых автомобилей (к примеру, в США таких – более 7 тыс.), и окраины наших городов (особенно дальневосточных) уже превращаются в свалку старых машин… Словом, вопрос о повышении пошлин созрел. В первую очередь речь идет о пошлине на старые автомобили, свыше 7 лет, – она возрастает в два раза – до 1,8–3 евро за кубический сантиметр. На новые пошлина не изменится, а на те, которым «от трех до семи», увеличится незначительно – с 0,85–1,4 до 1–1,65 евро.

– В любом случае пострадают многие российские потребители, которые стремились выложить деньги за подержанную иномарку, а не за новые «Жигули». Нельзя не учесть и того, что в стране большая группа людей зарабатывает на жизнь перегонкой и продажей иномарок в Россию. Теперь им грозит остаться без работы?

– А сколько их? Сотни, тысячи… Для того, чтобы ввезти в страну 400 тыс. автомобилей в год, миллион перегонщиков не нужен. Да, часть из них может лишиться работы, но этот бизнес, как правило, существует в крупных городах, где всегда можно найти и другое занятие.

– Хотел бы теперь спросить о другом событии. В конце декабря вы выступали на парламентских слушаниях по проблемам развития отечественного автомобилестроения. Почему это озаботило наших законодателей?

– Учтите: почти 10% трудоспособного населения страны работает в автомобильной промышленности и смежных с ней отраслях. Автопром дает около 4% налоговых поступлений в бюджет. Добавьте, что военная автомобильная техника сегодня – одна из главных составляющих обороноспособности страны: отрасль поставляет более 1,5 тыс. видов военной техники и вооружений. Оснований – более чем достаточно. На слушания, кроме депутатов Думы и членов Совета Федерации, были приглашены руководители всех крупнейших автозаводов, министерств. Я говорил о проблемах отрасли, о ее перспективах, которые, должен вам сказать, считаю достаточно хорошими. Потом выступали представители заводов, Минобороны, члены парламента. Не буду на этом останавливаться подробнее, главное – общий настрой: автомобилестроение – одна из важнейших отраслей российской экономики, которая несет и экономическую, и социальную, и оборонную нагрузку, а значит, требует всяческой поддержки.

– Поэтому в прессе уже появилась информация о том, что якобы с 2003 года на ее поддержку из госбюджета будет выделяться по 1,6 млрд. рублей…

– Это не так. Ни о каких конкретных вложениях речь не шла, так же как и о заводах, которым нужна адресная помощь. Но сами депутаты выступили с инициативой – подготовить ряд законопроектов в поддержку российского автомобилестроения. Это – и Закон о холдингах, о котором говорят уже давно, о привлечении и защите инвестиций, обеспечении экологической безопасности в автотранспортном комплексе, о повышении эффективности лизинговой деятельности и ряд других. Позарез нужны акты, стимулирующие ввоз современного технологического оборудования. Мы – одна из немногих стран, где еще используется этилированный бензин, – значит, нужен закон, его запрещающий. Стоило бы подумать еще вот о чем: Россия – единственная страна Европы, где разрешена эксплуатация транспортных средств как с левым, так и правым рулем. А это не на пользу движению.

– Хорошо, слушания прошли. И каких надо ждать реальных итогов, кроме нескольких законопроектов, которые могут быть со временем приняты?

– Главное – законодателями было признано приоритетное значение отрасли. И уже в марте ее проблемы будут обсуждаться на специальном заседании Правительства России. z

Подпишитесь на «За рулем» в