Шины из будущего

Наряду с автомобильными новинками большой интерес в Женеве вызвала экспозиция шинной компании GoodYear. Интерес подогревался тем, что инженеры компании попытались заглянуть в будушее покрышек. Экскурсоводом вызвался быть Массимо Ди Джиакомо Руссо, специалист по концептуальным разработкам «Гудьир».

Наряду с автомобильными новинками большой интерес в Женеве вызвала экспозиция шинной компании GoodYear. Интерес подогревался тем, что инженеры компании попытались заглянуть в будушее покрышек. Экскурсоводом вызвался быть Массимо Ди Джиакомо Руссо, специалист по концептуальным разработкам «Гудьир».

Массимо Ди Джиакомо Руссо

Самостоятельные

Наиболее впечатление на меня произвела самоподкачивающаяся шина. Нет, в ней не было никакого вмонтированного в колесо компрессора в общепринятом для нас виде. Не было и отдельно стоящего центрального компрессора, поддерживающего давление во всех шинах автомобиля, как это делается на военной технике.

Принцип действия оказался гениально прост. На трубочку накатывает колесико, выдавливая из нее воздух с другого конца. Клапан, отрегулированный на заданный показатель, поддерживает требуемое давление.

Посмотрев этот видеосюжет, любой изобретатель, а уж тем более работающий в шинной индустрии, умрет от зависти и будет рвать на себе волосы, сокрушаясь отчего же такая мысль не посетила его первым.

Серьезно заняться проблемой поддержания давления в шинах, поясняет Массимо Ди Джиакомо Руссо, компания «Гудьир» решила после того, как установила, что 40% водителей в Европе и Америке вообще не подкачивают шины. А недокаченные шины – причина перерасхода топлива, роста выбросов CO2, повышенного износы резины, ухудшения управляемости автомобиля, а вместе с этим и его безопасности. У недокаченной покрышки, как видно из видеоролика, ухудшаются сцепные свойства с дорогой, а неуверенно стоящий на дороге автомобиль... В общем все ясно.

Самоподкачивающаяся шина Goodyear. Белая метка вверху - воздушный фильтр

Но всякая гениальная идея требует гениального воплощения. А это не так просто. По словам Массимо, самоподкачивающиеся шины станут реальностью в ближайшее десятилетие. Почему так нескоро? Экспериментальных автомобилей на «умных» шинах в исследовательском центре «Гудьир» бегает уже немало. Главная проблема – обеспечить работоспособность встроенной в колесо системы поддержания давления на протяжении всего срока службы покрышки. Но полученные «Гудьир» результаты обнадеживают и подтверждают тот факт, что поиск решений идет в правильном направлении, завереяет меня Массимо Ди Джиакомо Руссо.

Система поддержания давления в шине. Белая пластиковая коробочка - клапан регулировки давления

Смелые

Не менее лююбопытной оказалась еще одна новинка – шина, которая обходится вообще без воздуха. Роль амортизирующего элемента в ней выполняют скрученные пружинки. «Спринг-тайр» - «пружинная шина» так называют в компании технологию по которой выполнена эта покрышка. Да и не покрышка это вовсе в привычном для нас виде, а какое-то железное колесо.

Пружинная шина на стенде Goodyear на Женевском автосалоне

Первое применение она нашла на Луне, для передвижения американского лунохода Apollo. Разрабатывалась шина совместно с НАСА, поясняет Массимо. Дело в том, что обычные резиновые пневматические (воздушные) шины не пригодны к эксплуатации в лунных условиях. Свойства резины значительно изменяются в зависимости от температуры. На Луне же освещенные солнцем раскаленные участки чередуются с очень холодными поверхностями в тени. Кроме того, не фильтруемое земной атмосферой солнечное облучение разрушает резину.

Проволочные шины на космических аппаратах НАСА

Теперь «Гудьир» пытается перенести космическую технологию на Землю. Ведь лунные шины не боятся проколов, огня. В худшем случае из строя выйдет лишь одна из несущих пружин. Конструкция такова, что работу сломанной пружины возьмут на себя соседние. Здесь очень важна форма звеньев, замечает Массимо. Пружинные шины отличаются общей прочностью и гибкостью, что позволяет внедорожным транспортным средствам передвигаться по неровным поверхностям на большой скорости с передачей корпусу транспортного средства относительно небольших колебаний. Они найдут спрос у лесников, пожарных, служб спасения.

Я осторожно высказываю предположение, что пружинная шина – слишком шумное изделие, и слой резины ей не помешал бы. Господин Руссо соглашается, и добавляет, что здесь достаточно будет резиновой оплетки на пружинках. Значит над проблемой уже подумали!

Пасторальные

Прекрасно! Смотрите, шины могут обойтись без внешнего компрессора, перестают бояться проколов, огня, бездорожья. На очереди избавление от нефтяной зависимости! Конечно, есть натуральный каучук – но он очень дорог. Именно поэтому при изготовлении шин используется продукты нефтехимии.

Шина из биологического возобновляемого сырья снижает нефтяную зависимость

В 2008 году «Гудьир» и компания DuPont попытались найти альтернативу и начали совместные работы над получением биоизопрена – биологческого возобновляемого сырья, которое может использоваться для изготовления синтетической резины. Сырьем служат отходы сельхозпроизводства. Биошина уже существует, вопрос только в том, как поставить ее производство на поток, чтобы производить миллионами штук. Образец, представленный в Женеве, поясняет Массимо, уже показывали на выставке в Копенгагене. Шина прошла стадию прототипа, и готова к производству.

Молчаливые

Миссимо не без гордости сообщает что, компания «Гудьир» участвует в общеевропейском экологическом проекте «Тихий город».

- Мы взялись за разработку концепции шин для этого проекта. Это огромная исследовательская работа, в которой главная задача не просто сдлать тихую шину, а чтобы сделать ее тихой не в ущерб другим характеристикам таким как экономичность, надежность, сцепные качества с покрытием.

Проект «Тихий город» на первой стадии предполагает введение «тихих» зон в пяти городах Европы – Братиславе (Словакия), Бристоле (Великобритания), Эссене (Германия), Гетеборге и Стокгольме (Швеция). Введение зон будет осуществляться при помощи моделирования с учетом влияния дорожного движения и создания шумовых карт для различных городов. Не секрет, что в этих зонах будут использоваться электромобили, как самый тихий и экологичный вид транспорта. Основной источник шума в электрокаре – шины. Найти примирение между человеком и автомобилем и призвана молчаливая шина «Гудьир».

Я благодарю Массимо Ди Джиакомо Руссо за интересный, устремленный в будущее рассказ и бегу дальше по стендам Женевского автосалона.

Массимо Ди Джиакомо Руссо показывает мне самоподкачивающуюся шину

Подпишитесь на «За рулем» в