Тяни-толкай в семь ходов

ТЯНИ-ТОЛКАЙ В СЕМЬ ХОДОВ

В УЧЕБНОМ РАЗДЕЛЕ ПЕРВЫЙ УРОК - ФИЗКУЛЬТУРА (ПРОБЕЖКА ЗА АВТОМОБИЛЕМ, УПРАЖНЕНИЯ С БРЕВНОМ), ВТОРОЙ - ФИЗИКА ТОРМОЗОВ, ПЕРЕМЕНКА С ШИНАМИ,И, НАКОНЕЦ, НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ И БЛИЖАЙШЕЕ БУДУЩЕЕ СПИДОМЕТРА.

Тогда тоже была зима - довольно холодная и снежная. В компании друзей я оказался в самом обычном московском дворе. "Мужики, помогите, не заводится!" - донеслось из недр заметенной снегом "шестерки", что стояла неподалеку. И вот мы уже толкаем ее, пыхтим, упираясь в багажник. Переходим с шага на легкую рысь, потом почти галоп, а машина все не отзывается.

Наконец один из нас отреагировал на подозрительно легкий ход "шестерки": "Уважаемый, а вы на какой передаче мотор пускаете?" - "Как положено, - уверенно ответил водитель, - на... нейтральной!" Еще тогда я пообещал себе при оказии рассказать в журнале, как пускать мотор "с толкача". Выполняю обещание одновременно со стартом в Клубе серии фоторепортажей для новичков (и не только) о разного рода ситуациях вокруг автомобиля.

Вообще-то пуск с ходу не украшает водителя, ибо свидетельствует, что автомобиль у него не в порядке. Знаю-знаю: в жизни всякое бывает. А потому, пока в аккумуляторе теплится хоть какая-то жизнь, хватит стрекотать муфтой стартера - батарея уже без сил. (Машины вовсе без аккумулятора с ходу не пустишь; почему - отдельная тема.) Доставайте из багажника трос и голосуйте проезжающим мимо "буксирам". В крайнем случае, трос можно попросить и у них.

1. Слов нет: трактор "Беларусь" или грузовик - прекрасные тягачи, но лучше что-нибудь "поскромнее". И вам будет видно дорогу сквозь стекла спасителя, и ему проще следить за ведомым. "Волги" без фаркопа неудобны - только представьте, как вы подбираетесь с тросом к рессоре... Пожалуй, лучший вариант - "Нива", но обычно выбирать не приходится. Охотнее других помогают водители таких же, как ваша, машин.

2. В свое время мы привели с десяток способов завязывания узла (ЗР, 2002, № 2). Недостаток у всей этой премудрости один - без практики она быстро забывается, а где гарантия, что вам будет помогать настоящий морской волк? В такой ситуации удобен трос с петлей и (или) карабином-крюком.

3. Не забудьте проделать себе смотровое окошко, если стекла заледенели или засыпаны снегом после стоянки (мы это сделали первым делом). Боковое полезно опустить: лучше замерзнуть, чем сверлить взглядом изморозь на стекле! Не торопитесь трогаться: ваш тягач включил ближний свет? А вы - "аварийку"? В крайнем случае закрепите сзади красный треугольник. И договоритесь с водителем тягача, как подать ему сигнал - обычно моргают дальним светом.

4. Ну зачем бросать сцепление на снежной дороге? Даже переднеприводная "Нексия" поскользнулась - не удержалась на траектории буксира, а "классику" здесь непременно начнет крестить. Ее рывки почувствует и водитель тягача... Дождитесь асфальта или более-менее шершавого покрытия под колесами и вообще действуйте очень осторожно.

5. Скорость - около 20 км/ч. Включите третью передачу (можно даже четвертую), вытяните "подсос", если он у вашей машины есть, и медленно отпустите педаль сцепления. Вам кажется, что вал двигателя будет вращаться медленнее, чем нужно для пуска? Отнюдь: исправный двигатель заведется, если коленвал раскрутить хотя бы до 100 об/мин (иногда достаточно и впятеро меньше). А у нас - около 800 об/мин, вполне достаточно даже для устойчивой работы! Что, не пускается? А зажигание включить не забыли? Ничего страшного - "разогнали" смазку в двигателе и трансмиссии.

6. Пробуем еще раз. Сцепление - четвертую - зажигание... Кстати, чтобы понять, что мотор завелся, можно просто выжать сцепление или аккуратно добавить газ: вы чувствуете, что начали догонять буксир? Поздравляем! Как выбрать передачу? Прикиньте, на какой вы могли бы поддерживать данную скорость, и... включите на ступень выше. Впрочем, сильно изношенному или неисправному двигателю потребуется дополнительная раскрутка - тогда можно поэкспериментировать и с другими передачами. Ну, что, завелся мотор? Посигнальте фарами тягачу и рулите вместе к безопасной обочине, чтобы отцепить трос и распрощаться.

7. Можно для пуска "с толкача" использовать и живую силу (алгоритм тот же), только учтите, что в сильный мороз она малоэффективна: руками разогнать промерзшую машину ой как непросто. И последнее - если ваш буксир сразу не запросил за свои услуги мзду (так зачастую поступают таксисты), не благодарите его деньгами. Давайте уважать дорожную солидарность! z

Подпишитесь на «За рулем» в