Steyr 220: прощай, оружие!

Это имя знают многие технари, а вот пообщаться с живыми автомобилями довелось далеко не каждому.
Steyr 220

Яркое солнце, роскошные клумбы, нарядные ампирные фасады – все это как нельзя лучше гармонирует с моим кабриолетом. В таких цветах он особенно привлекательный и доброжелательный, анфас – еще и немного удивленный. Этот «Штайр-220» никак не ассоциируется с местом и временем рождения. Ведь на свет он появился в 1939-м, в Австрии, уже ставшей частью Третьего рейха…

Это государство для большинства из нас – тихая, чистая, зеленая страна с живописными лужайками и старательно охраняемой архитектурой. Если набрать в поисковике прилагательное «венский», в первую очередь получите «вальс» и «бал». Кто-то еще вспомнит шницель, ну а некоторые – оперу. Лишь у немногих Австрия ассоциируется с автомобилестроением. А ведь между двумя мировыми войнами там строили автомобили самых разных классов. В том числе «штайры».

Оружие в Штайре, городке при слиянии одноименной реки и Энса (примерно в 160 км от Вены), делали еще с XIX столетия. А после Первой мировой, с падением спроса, решили заняться автомобилями. У истоков стоял не кто-нибудь, а один из самых знаменитых конструкторов Европы – Ганс Ледвинка.

К середине 1930-х сильнейшие австрийские автопроизводители слились в мощный концерн «Штайр-Даймлер-Пух». Завод в Штайре выпускал к тому времени гамму вполне передовых машин, среди которых была средняя по размерам и цене модель 220, дебютировавшая в 1937-м на дорогах еще независимой Австрии.

ДАВАЙ ДРУЖИТЬ!

Характер кабриолета вполне соответствует внешности – удобный и покладистый в управлении. Как и у всех европейских машин того времени, в ширину салон не велик, но за рулем сидеть удобно. Да и сзади жить можно. Но в пижонском кабриолете основные места все же передние.

Сиденья в машине неродные, поскольку в ней нередко возят молодоженов. Оригинальные владелец хранит в гараже. А вот удивительно красивый руль – аутентичный.

Руль у «Штайра» неожиданно легкий (конечно, с поправкой на нормы того времени). Тормоза – гидравлические, но по нынешним меркам слабенькие. Верхнеклапанный двигатель, электрический стеклоочиститель, 12-вольтовое электрооборудование – вполне современный на момент производства автомобиль. Стоил такой кабриолет удивительно недорого: в Германии – 6900 рейхсмарок. Близкий по характеристикам (2,3 л, 55 л.с.) и размерам «Мерседес-Бенц 230» обходился в 7500 марок.

Плавность хода у «Штайра» отменная. По шоссе на скорости 80 км/ч машина на независимых подвесках (сзади популярные у немецких и австрийских инженеров качающиеся полуоси и пружины) плывет, как яхта по спокойному морю. Это качество и сегодня, а уж в 30-х и подавно, большинству владельцев важнее резких реакций на руление. «Штайр» все время кажется каким-то особенно послушным и дружелюбным. Ему бы родиться в другое время... Или хотя бы в другом месте.

СТРЕЛА И КРЕСТ

Город Штайр, помимо оружия, автомобилей и моторов, известен тем, что в нем некогда жили композиторы Франц Шуберт и Антон Брукнер, а также какое-то время учился Адольф Гитлер. Именно здесь произошли столкновения социал-демократов и христианских социалистов, в немалой степени приведшие к аншлюсу Австрии в 1938 году. А в год рождения этого кабриолета, в 1939-м, советская и немецкая империи уже заключили договор о дружбе. СССР ввел войска в Польшу, дабы «восстановить... порядок и спокойствие, нарушенные распадом польского государства». Будто оно само распалось, а не исчезло под натиском танков с крестами, пересекшими его западную границу.

Эмблема с луком и стрелой – символ оружейной истории компании.

Австрия уже тоже жила по другим законам. Евреи, уплатив нацистам откупные, бежали из страны музыки, венских сладостей и классных автомобилей. Оставшихся ждали концлагеря…

Но завод в Штайре пока еще делал легковые машины с элегантной эмблемой, напоминавшей об оружейном происхождении фирмы. Во второй половине 1930-х спрос в Европе на эту продукцию вновь стал расти. Последние 750 машин модели 220 изготовили уже в 1941-м. Остальные легковые «штайры» к тому времени с производства уже сняли, да и прочие автозаводы рейха перестали выпускать гражданские машины, сконцентрировавшись на военной продукции.

В мае 1945 года в Штайре встретились советские и американские части. До этого город сильно бомбили, ведь он был одним из промышленных центров рейха. Потом у завода началась новая история. Он делал автомобили по лицензии «Фиата», армейские машины, а позднее (и по сей день) знаменитые «гелендевагены». Нам же австрийское имя знакомо еще и по оригинальным дизельным моторам, не прижившимся на моделях ГАЗа.

Многие довоенные «штайры» вместе с десятками тысяч иных автомобилей трофеями поехали в СССР. В некогда популярном сериале «Вариант «Омега», действие которого происходило в Таллине, снимали два похожих кабриолета, на них ездили «офицеры абвера». Но до наших дней «штайров» дошло совсем немного.

Steyr 220

Автомобили, как и люди, вызывают при близком знакомстве разные чувства. Скажем, огромные предвоенные лимузины – почтение и даже трепет. Словно перед тобой пусть и отставной, но диктатор. Интересно общаться с «молодыми повесами» – элегантными, эпатажными кабриолетами и родстерами. Компактные народные машины напоминают немного замученного, но не теряющего оптимизма отца семейства. А этот кабриолет почему-то сразу показался другом – улыбчивым, но не навязчивым, сохраняющим чувство такта и достоинство.

Хорошо, что этот «Штайр» пощадили катаклизмы ХХ столетия, что он попал в умелые руки того, кто знает толк в подобных вещах. И то, что мне удалось с ним познакомиться, тоже здорово. Я очень доволен, да и он вроде не в обиде.

УРОЖЕНЕЦ ВЕРХНЕЙ АВСТРИИ

«Штайр-220» в 1937 году сменил в производственной программе модель 120. Мощность мотора объемом 2,3 л увеличили на 5 сил – до 55 л.с. Коробка – четырехскоростная, с синхронизаторами на высших передачах. Модель выпускали с кузовами четырехдверный седан, двух- или четырехместный кабриолет. Заказные кабриолеты строило также дрезденское ателье «Глезер». Производство прекратили в 1941-м. Всего собрали 5900 «штайров-220», больше всего в 1939-м – 1822 экземпляра.

Редакция благодарит Эдгара Гасунса за предоставленный автомобиль

и помощь в организации съемки.

Подпишитесь на «За рулем» в