Секретная миссия

СЕКРЕТНАЯ МИССИЯ

ОТКРУЧИВАЕМ ХИТРЫЕ БОЛТЫ

БЕЗ КЛЮЧА

Потерять ключ от секретки легче легкого. На колечко его не нацепишь, а втоптанный в грязь или снег не углядишь. Если вовремя заметили пропажу (пока ключ не понадобился), лучшее решение - заказать новый знакомому токарю. Слепок можно сделать из пластилина или замазки, предварительно очистив секретку от грязи и смазав ее полости маслом.

Хуже, когда спустило колесо, а отвернуть хитрый крепеж нечем. Многие сразу хватаются за зубило и молоток - дескать, все равно ломать. Обидно, если запасной ключ лежит дома: сломав одну секретку, придется раскошеливаться на новый комплект. Между тем порой удается сберечь деталь и сэкономить время, изготовив импровизированный ключ из подручных материалов - например, из болтиков М6 (фото 1). Они должны плотно, без зазора войти между секретным болтом и его обоймой. Чем меньше их головки выступают над ней, тем лучше: меньше их перекос - больше передаваемое усилие. На головки болтов надеваем подходящую головку из набора ключей. В зависимости от конструкции секретки можно использовать также болты М5 или М8, а в центре - подходящие гайки.

Можно усилить композицию полиэфирной шпатлевкой, она застывает в считанные минуты. Предварительно скрепляем болты проволокой, надеваем на них торцевую головку и создаем небольшое усилие в сторону откручивания, чтобы болты самоустановились (рис. 1). Когда шпатлевка схватится, секретку отвернете без труда. Это, пожалуй, самый легкий в исполнении, безопасный и щадящий детали способ. А удалить шпатлевку можно сверлом и тонкой стамеской.

К сожалению, такой прием пригоден не для всех секреток. Те, что с мелкими отверстиями или без обоймы (рис. 2а и 2б), придется покалечить. Об этом ниже.

ВИДИТ ОКО, ДА ЗУБ НЕЙМЕТ

Нередко обойма секретки не выдерживает нагрузок - растягивается и слетает. Особенно часто это случается с эксцентриковыми секретками, где нагрузки на них выше (фото 2). Обычно при этом страдает и ключ - край его отверстия расширяется, вызывая перекос (рис. 3). Иногда удается вернуть ему работоспособность, проторцевав (хотя бы на точиле) на 0,5-1 мм. Если же это не помогает или обойма лопнула, надежды на легкое решение нет.

Штампованные диски не сильно препятствуют борьбе с секреткой. Первым делом откручиваем остальные болты и обстукиваем секретку с торца тяжелым (1-2 кг) молотком. Полезно также подергать колесо в разные стороны, как бы пытаясь снять его. Теперь секретку можно стронуть, ухватив большим "газовым" ключом (фото 3). Для этого его губки должны сходиться достаточно близко. Чтобы добиться этого на большом ключе, его придется доработать - подпилить детали.

Если ключа под рукой нет, его заменят зубило и молоток. Выручит и "болгарка" со сточенным до диаметра 60-70 мм диском. Но не торопитесь срезать болт под корень - в искусных руках хитрая головка болта быстро превратится в доступный для обычных ключей шестигранник. Так же можно поступить и с гайкой (рис. 2а).

В легкосплавных дисках колесные болты часто утопают в "колодцах" - там до секретки не добраться. Выходов два: высверлить секретный болт или приварить к нему обычный. Второе обычно быстрее, но есть риск повредить диск. Перегрев металла внешне может остаться незамеченным, но прочности уже не жди. Поэтому такую операцию стоит доверять только опытному и трезвому сварщику. Да еще желательно защитить поверхность диска от сварочных "брызг" жестью или асбестом.

ПОДСТЕЛИ СОЛОМКУ

Чтобы секретка служила верой и правдой, нельзя бросать ее на произвол соли и дорожной грязи. Вычищать песок из хитрых пазов сложно, да и долго, а попытки отвернуть ключом забитый грязью болт в два счета доконают обе детали: ведь залог их долголетия - надежное, без перекоса, зацепление. Особенно это касается секреток с обоймой. К тому же вставленный не до конца ключ, вывернувшись под нагрузкой, может нанести травму. Хорошая защита от грязи - крышка пластиковой бутылки. Специальные колпачки предусмотрены только у дорогих секреток. Впрочем, если болты закрыты колпаком или крышкой легкосплавного диска, дополнительная защита им не нужна.

Между диском и обоймой секретки всегда должен быть небольшой зазор (рис. 4а), после затяжки всегда проверяйте его. Если зазор отсутствует, конус болта не держит диск. Если велик (рис. 4б), при откручивании обойма будет перекашиваться, а при езде - стучать. Вставляя ключ, прижимайте к нему обойму - так меньше перекос деталей. А чтобы избавиться от стука при езде, наденьте на болт у основания обоймы резиновое кольцо.

Секретки очень чувствительны к перетяжке, а на сервисе порой колесные гайки КамАЗа и "Оки" тянут одинаково. Сорвав же секретку, не спешат "обрадовать" владельца - колесо-то прикручено. Тут нужен глаз да глаз. Перекос обоймы, раздавшееся отверстие в ключе, сорванные грани означают, что жить секретке осталось недолго. Лучше, не испытывая судьбу, сменить комплект. Как выбрать хороший, мы уже рассказывали (ЗР, 2000, № 6, с. 76). А чтобы в пути не искать колесный болт или гайку взамен разболтавшейся секретки, стоит возить с собой "родной" крепеж, снятый при установке секреток.

"Отмычка" из болтов М6 под головку "на 22".

Обоймы эксцентриковых секреток порой не выдерживают нагрузок.

Если колесо позволяет, ухватим секретку "газовым" ключом.

Рис. 1. Отвернуть секретку поможет полиэфирная шпатлевка: 1 - секретный болт; 2 - обойма; 3 - болтики подходящего размера; 4 - торцевая головка; 5 - шпатлевка.

Рис. 2. "Болгаркой" можно обточить секретку до шестигранника (а) или просто снять лыски с двух сторон под разводной ключ (б).

Рис. 3. Исправление расшатанного эксцентрикового ключа.

Рис. 4. Зазора между колесом и обоймой нет - конус болта не фиксирует колесо (а);

зазор велик - обойма будет перекашиваться при отвертывании и стучать при езде (б).

Самодельная секретка на колпак колеса под цанговый ключ. Ее достоинства - грязеустойчивость и надежность, но сам колпак - не лучшая защита. Подобные конструкции заводского изготовления раньше были в продаже.

Подпишитесь на «За рулем» в