Выбираем страховую компанию

В конце апреля Российский союз автостраховщиков отобрал лицензии у пяти страховых компаний. Мы решили выяснить, как отличить добросовестных страховщиков от вот-вот обанкротящихся.

В прошлом году из рядов РСА было исключено девять страховых компаний, в 2012-м тенденция только усиливается. За первые четыре месяца лицензии потеряли сразу пять страховщиков: «Роста», «РСТ», «Региональный Альянс», «Инкасстрах» и «Адмирал». Компании эти давно приобрели дурную славу из-за отказов и задержек в выплатах, но тем не менее до отзыва лицензий сумели неплохо заработать на клиентах, не отличающихся избирательностью. Схема заработка компании, находящейся на грани банкротства, проста: в первую очередь она стремится привлечь клиентов низкими ставками, особыми предложениями, уникальными скидками. Далее повышает вознаграждение для посредников за проданный полис. Но при страховом случае добиться выплаты от такой компании практически невозможно иначе как через суд. Ассоциация по защите прав автострахователей, занимающаяся юридической поддержкой обделенных страховщиками автовладельцев, составила свой антирейтинг компаний, в сторону которых направлено больше всего судебных исков. В этом списке СК «Россия», «Первая страховая компания» и «Русская страховая транспортная компания». Попавшая в ДТП на автомобиле Chery S12 еще в начале октябре прошлого года Евгения уже более полугода не может добиться от «России» выплаты по ­КАСКО. В конце ноября автомобилистка получила вариант расчета, с которым была не согласна, и написала обращение с просьбой присвоения годных остатков страховым обществом «Россия». Это обращение было рассмотрено в короткие сроки, и уже 1 декабря ей предложили передать автомобиль на стоянку компании. Состоялась передача, было подписано соглашение о переходе права собственности от 09.12.2011, где указано, что страховщик обязуется выплатить страховое возмещение в размере 261 000 рублей. «Уже пять месяцев дело находится «в бухгалтерии», на все вопросы о выплате отвечают: выплатим, ждите», − рассказывает Евгения.

Происхождение огромного количества жалоб заместитель генерального директора «России» Елена Фельгенгауэр объяснила тем, что в 2011 году компания осуществляла перевод комплекса урегулирования убытков на новые стандарты централизованного управления бизнес-процессом. «К сожалению, эта достаточно сложная, но экономически обоснованная новация не прошла без сбоев, − говорит Елена. − В первом квартале 2012 года мы завершили этот процесс, так что теперь «сбоев» в работе «России» по блоку урегулирования быть не должно». Практически теми же словами оправдывала себя и «Первая страховая компания». В РСА нам рассказали, что организация как раз проводит выездные проверки деятельности страховых организаций, показатели которых отражают негативную динамику. В том числе и проверку трех компаний, названных Ассоциацией по защите прав автострахователей. Вердикт РСА станет известен летом, а пока стоит задуматься об осторожности при выборе страховщика.

Советы от РСА

1. Обращайте внимание на категорию надежности страховой компании, опыт работы на рынке и отзывы клиентов.

2. Покупайте полис в офисе страховой компании, а не с рук.

3. С недоверием относитесь к заниженным ценам, так как страховые тарифы по ОСАГО установлены Правительством РФ и не должны отличаться у разных компаний.

4. Заключайте договор только сегодняшним днем, ни в коем случае не соглашайтесь оформлять его задним числом.

5. Проверяйте на сайте РСА, является ли страховая организация в настоящий момент членом Союза автостраховщиков, не отозвана ли у нее лицензия.

Комментарий

Максим Ханжин, лидер Ассоциации по защите прав автострахователей:

− Наши суды всегда выносят адекватное решение по всем искам к страховым компаниям. Данные решения, как правило, компенсируют все издержки. Если завтра все начнут обращаться в суд, то страховые компании будут все-таки выполнять свои обязательства перед клиентами. Им придется более детально прописывать условия и придерживаться их. Экономически целесообразно отказывать и занижать ущерб, когда ты знаешь, что по 20 отказам лишь один-два человека пойдут в суд, по регионам процент еще меньше. Но, когда в суд пойдут все, мы увидим, как быстро изменится картина отношений страховой компании к автомобилистам.

Комментарий

− Сначала о текущем финансовом состоянии «Первой страховой компании». Спешу успокоить читателей – сегодня оно весьма прочное и устойчивое. Сборы страховой премии в 2011 году составили 2,85 млрд руб., выплаты – 1,6 млрд. Владельцы компании поставили амбициозную задачу – вывести 1СК в лидеры рынка. Вот почему осенью 2011-го у нас начался процесс централизации урегулирования убытков по всей региональной сети – московский регион и 51 филиал. Рассчитывали отладить алгоритм к началу 2012-го, однако работа по ряду причин затянулась. Были нестыковки, приводившие к задержкам выплат. Еще раз подчеркну: не к отказам, а к задержкам. А когда задерживается одна выплата, на нее «наезжает» другая, третья, весь процесс страдает. Поэтому и увеличилось число жалоб. Но мы полны решимости в кратчайшие сроки завершить централизацию убытков и войти в рабочее русло.

Вердикт

Сергей Настин, редактор:

– Гнаться за дешевизной всегда довольно рискованное занятие. В случае со страховкой автомобиля изначально дешевый полис может обернуться огромными расходами в будущем, когда вам придется оплачивать ремонт за свой счет или бегать по судам. Кому же можно доверять? В первую очередь Российскому союзу автостраховщиков, а во вторую таким же обычным автовладельцам, как и вы. Благо в наше время есть такая замечательная и доступная для всех жалобная книга, как Интернет. Не поленитесь и почитайте отзывы страхователей о компаниях прежде, чем сделать выбор. Конечно, жалобы будут всегда и на всех, главное, чтобы они из единичных случаев не перерастали в тенденцию.

Подпишитесь на «За рулем» в