Ралли-рейд «Шелковый путь» 2012: гадкий утенок

Вседорожный «ГАЗ-Соболь 4×4» команды «За рулем» весьма достойно проявил себя в ралли-рейде.
Силовой агрегат на нашем «Соболе» смещен назад почти на метр. Поэтому на хорошем ходу приземляться удавалось довольно ровно и мы могли держать высокую скорость.

НА ПТИЧЬЕМ ДВОРЕ

Когда кавалькада из раскрашенных «соболей», «Газели» и «Валдая» вкатилась в «Лужники», на призывной пункт «Шелкового пути», не только зрители, но и искушенные члены спортивных команд с любопытством встретили непривычный караван. Еще бы, ГАЗ впервые заявился в этой дисциплине – и сразу на таком крупном турнире.

Мы проехали на свое место, не смущаясь. Но стоило остановиться, посыпались шутки коллег. Первые спрашивали о цене проезда до Рязани, вторые желали написать на двери: «Открывается автоматически», третьи спрашивали о свободных местах, четвертые просили подкинуть до метро по двойному тарифу. «Смотрите, какой он неуклюжий, неловкий, гадкий... А что это за тонюсенькие шины?! На прогулку к морю собрались или на ралли?»

Над нашими шинами Michelin Latitude Cross бывалые гонщики хохотали: беззубые и узкие. Но после песков и грязи интересовались, где брали и почем.

Мы отшучивались как могли, но внутри накатывала ярость. Хорошо смеется тот, кто смеется последним. Ведь гонка будет длинной – почти 4000 км, из них скоростных участков половина, а дорожные условия порой сложнее, чем в «Дакаре». На маршруте Москва – Рязань – Волгоград – Элиста – Майкоп – Геленджик собраны прелести отечественного бездорожья. Все ли весельчаки дотянут?

ПОЛЕТЕЛИ ПЕРНАТЫЕ

Как и в прошлом году, со старта я рванул «на все деньги». Но подброс, за ним другой быстро привели в чувство. Начал слушать штурмана, переносить сказанное на поле сражения, изучать повадки автомобиля – скорость сбросил до разумной.

Машина идет отменно, но на руль реагирует с некоторым запаздыванием: давление в шинах снизили с дорожных 2,2 атм до раллийных 1,7. Надо привыкать. Чертовски досадно слышать резкий звук зуммера: тебя догнали и следует уступить дорогу. Хочется рвануть за обидчиком, но это опасно – за пылью не видно дороги. Отыграемся, когда пойдут пески, ведь их доля в общей протяженности марафона не меньше 40%. А пока, скрипя зубами, пропускаем быстрых и сумасшедших.

«Соболь 4×4», один из автомобилей команды. Возил журналистов на точки съемок порой по тем же дорогам, где мчались боевые машины. В штатном оснащении, он давал фору другим внедорожникам.

Пески встретили уже через 200 км первого скоростного участка. Хорошо, ведь машину затачивали именно под бездорожье: песок, грязь, камни, глубокая колея. Отсюда блокировки всего и вся, пониженный ряд в трансмиссии, слайдеры, огромные колеса и большие ходы подвесок.

Я помню это место с прошлого года. Только вылетаешь из плотного перелеска, перед глазами сразу вырастает большая песчаная дюна. Если таранить ее прямо, застрянет даже КамАЗ. Едва ветки деревьев перестали хлестать по зеркалам и окнам, резко, не теряя хода, сворачиваю направо и через десяток метров влево, – «Соболь» роет песок и на максимуме оборотов карабкается в гору. Где-то наверху точка GPS, которой непременно нужно «коснуться», иначе оштрафуют на два или три часа. По пути на вершину обходим сразу пять копошащихся экипажей. Не они ли насмехались над нами?

Ближе к финишу спецучастка пошел рыхлый песок. Турбина дизеля «Камминс» что есть сил запихивала воздух в цилиндры, колеса выкидывали килограммы песка, но скорость катастрофически падала. Надо остановиться, чтобы еще понизить давление в шинах. Как же мотору тащить авто, если даже ноги утопают? Однако на полутора атмосферах машину не узнать, катится на расплющенных покрышках резво, словно по асфальту. Ай да «Мишлен»! Свое название Latitude Cross оправдал! Не ошиблись эксперты компании и наши испытатели, рекомендуя именно эту модель для ралли-рейда.

В глубоком песке «Соболь» как рыба в воде. Цепкие шины, большой дорожный просвет, тяговитый 150-сильный турбодизель, пониженный ряд и быстрые пневмоблокировки «Спрут» для передней и задней осей. Проедешь, где пожелаешь.

Из внедорожных устройств пользуемся пока лишь пониженным рядом (межосевая блокировка включена все время гонки). В блокировках осей нужды еще нет. В ходу третья и четвертая передачи, скорость под 70 км/ч. Обходим десяток машин, что за наслаждение! Но вдруг кабина заполняется паром, под ногами горячий «Тосол». Я в панике – гонка закончилась? Ерунда! Соскочила от вибраций питающая колодка одного из электровентиляторов. Усилий другого не хватило, поднялись температура и давление – рвануло соединение патрубка и шланга. Все восстановили минут за пятнадцать. Одно огорчение: на порожке «Соболя» нашел в луже «Тосола» свой телефон. Хороший был аппарат...

В первый день добрались до финиша лишь в восьмом десятке. Но мы уже знали все сильные стороны нашего «проходимца». Осталось ловко их использовать.

В АРЧЕДИНСКОЙ ЗАПАДНЕ

Этап, где полпути – 150 км песков и пустынных участков с высокими барханами. Машина лихо несется по мягкой подстилке и быстро встает на курс, даже если боком вылетает из очередного виража. Приятно поддать газу на подъеме, оторваться на вершине всеми колесами и мягко приземлиться. Русские горки на гоночном «Соболе» – захватывающий аттракцион.

С длинной базой можно смело входить в занос – не завалишься. Лишь бы турбина в этот момент не отказала, как на КамАЗе Эдуарда Николаева. У него пропала тяга, и он чуть не опрокинулся.

Первым, кого настигли, был БМВ-Х6, второй – «ё-мобиль» (ранее известный как чемпионский прототип «Мицубиси», но об этом ни-ни!), третий – «УАЗ-Патриот» ульяновской команды. Потом перестали считать соперников.

В очередной «песочнице» обходим «Паджеро», за ним техничку МАН, ловко ныряем между грядами барханов к следующей точке GPS. Снова верещит зуммер, требуя уступить дорогу. Кто этот наглец? И как мы его проворонили? С натужным ревом мотора, взрывая бампером песок, на обгон вышел «Крузер 200». Опережал отчаянно, красиво, но недолго: «Тойота» нырнула в ров, закопалась и замерла. Не успел порадоваться, как сам встал. Не хватило хода – повисли на гряде бархана в пяти метрах от обидчиков! Смотреть надо было вперед, а не по сторонам, ведь для «Соболя» такие препятствия – игрушки.

«У тебя есть шанс исправиться», – улыбнулся штурман и вручил мне лопату. Сам пошел спускать колеса. Как хорошо, что под днищем огромный защитный лист: остается немного подкопать под мостами и раздаточной коробкой, на «лыже» машина сама съедет с горки. Работа землекопа заняла 10 минут, еще пять – на фотосъемку, сборы и помощь сопернику.

Уверовав в недюжинные способности своего авто, мы каждый день прибавляли темп, обгоняли по десятку автомобилей и упорно двигались вверх по турнирной таблице.

Внутри – компрессоры для подкачки правого и левого бортов, 10-литровые канистры с запасом воды и масла. Сендтраки не доставали ни разу: проходимости у машины оказалось с избытком.

ГРЯЗЕВЫЕ ВАННЫ ПОЛЕЗНЫ

Финальный день для нас стал триумфальным. На этом участке финишировали аж двадцать третьими. Погода была на нашей стороне. На Ставрополье шли дожди, трассу крепко развезло – для «Соболя» раздолье. Вылетаем на огромное раскисшее поле: справа, слева буксуют грозные покорители пустынь, впереди на переправе застыла пара грузовиков, за ними два перевернутых внедорожника.

Сердце екнуло – мы-то пролезем? У страха глаза велики, но отступать некуда. Ударом включаю пониженную, на короткое время вторую и тут же третью. Педаль в пол! Мотор выдал отменное соло на четырех тысячах. Мы понеслись вниз к реке. Узкие и высокие «мишлены» уверенно нарезали колею на распаханном поле до твердой поверхности, и «Соболь» быстро набирал ход. Подскочили к броду. С брызгами выше крыши автомобиль вырвался на сушу и дальше по крутому берегу отправился в полет на следующее поле. Машина шлепнулась на четыре колеса (такое с ней бывало редко), прилипла к дороге – отлично сработали амортизаторы – и, обдав восторженных болельщиков комьями чернозема, помчалась как ни в чем не бывало по пахоте дальше. До финиша марафона рукой подать, всего сотня километров.

Проходя очередной брод, мы все-таки залили вентилятор радиатора. К финишу спецучастка он отказал. Заменили новым. Мотор перестал греться.

ЛЕБЕДИНАЯ ПЕСНЯ

Итак, 35-е место в общем зачете! Отставание от лидера 10 часов 49 минут. Недурно для дебюта машины, состоящей на 80% из заводских деталей. При этом ни одной серьезной поломки, те, что были, – мелочь. Сломавшийся вентилятор охлаждения – медленнее надо было брод форсировать. Треснувший коренной лист рессоры – поменьше залихватских прыжков и необдуманной езды в промоинах. Да, трепали мы машину знатно. Ее запаса прочности на две хватит.

И нам бы радоваться! Но грусть не дает насладиться успехом, ведь вместе с возросшими надежностью, внедорожными и ездовыми качествами нового авто исчезло несравненное чувство захватывающего приключения.

В прошлом году мы отчаянно рванули в «Шелковый путь» на УАЗе, на котором каждый день старта – прыжок в неизвестность. Доедем – не доедем, на каком километре развалится раздатка или подшипник, как будем выкарабкиваться? «Соболь» задавал другие вопросы: как верно построить тактику, где наддать или отпустить, как быстрее и ловчее атаковать бархан или соперников? Хотя в этом тоже есть своя романтика. Полет по трассе все же интереснее увлекательного ремонта. Быть лебедем куда приятней, чем гадким утенком.

ЭКИПАЖ «ЗА РУЛЕМ»

Вячеслав Субботин и Рамиль Замалетдинов – экипаж«За рулем» – втолковывают корреспонденту: наши машины, брат, покруче иномарок!

Штурман Рамиль Замалетдинов родился и живет в Ульяновске; 33 года, худой и высокий. Гонщик, конструктор, механик. Однажды в Дмитрове на кроссе, чтобы прорваться на пьедестал, натурально проехал по крышам соперников, угодивших в завал. С 2002-го по 2008 год трудился на УАЗе в спортивном отделении. Три года отъездил вместе с лучшим в то время заводским пилотом Биньямином Джепаевым. Стал серебряным призером чемпионата страны. Набрался опыта и перебрался в спортивную команду УАРЗа. Гоночный «Соболь 4×4» – его рук дело.

Пилот Вячеслав Субботин – москвич, 49 лет. Заместитель главного редактора «За рулем». Роста небольшого, но тоже поджарый. Первый ДВС, от мопеда, разобрал и собрал еще в четвертом классе. В МАДИ поступил уже законченным мотоциклистом. На Доске почета института висел как лучший спортсмен вуза… по борьбе самбо. Строил спортивные багги и мастерил самодельные мощные мотоциклы. Второй раз отправляется с Рамилем в «Шелковый путь». Еще ни разу не поругались. Первый раз мчались на «Патриоте» – 47-е место. В этом году на «Соболе 4×4» – 35-я позиция.

РАЛЛИ-РЕЙД «ШЕЛКОВЫЙ ПУТЬ» – 2012

РЕАБИЛИТАЦИЯ

Год назад россияне отдали все трофеи иностранцам – потерпела неудачу дружина «КамАЗ-Мастер», поломки и аварии выкосили лидеров в зачете внедорожников. Условия для реванша в этом году были явные – гонку пропустили сильная немецкая команда Х-Raid и голландская грузовая бригада «Де Рой». Хотя число участников даже выросло: установлен рекорд массовости «Шелкового пути» в зачете автомобилей – 104 экипажа! Впервые удалось заманить на старт французского ветерана Жана-Луи Шлессера, который, безусловно, стал фаворитом.

Трассу существенно перекроили, длина спецучастков сократилась с 2400 до 1880 км (убрали грунтовки средней полосы). Финальный этап Майкоп – Геленджик пришлось отменить из-за последствий наводнения в регионе. При этом стало больше песка и усложнилась навигация.

Шлессер сошел на втором этапе: его багги споткнулся о собственный отвисший лист защиты и перевернулся. Пилот сломал руку и прекратил гонку, упростив задачу Борису Гадасину, который уступал лидеру после первого дня всего 11 секунд.

Развязка в битве грузовиков наступила на последнем этапе. Камазовец Эдуард Николаев лишился верной победы, вылетев с трассы и наглухо застряв в болоте, неподалеку от уже сидевшего там Алеша Лопрайса. Оба лидера в зачете грузовиков оказались за чертой призеров.

Отметим, что состав участников в зачете автомобилей сильным не назовешь. Айрат Мардеев на КамАЗе всю дистанцию шел в темпе внедорожников и на финише уступил Гадасину менее трех минут. А Эдуард Николаев на одном из этапов вообще оказался самым быстрым во всем пелетоне. Откровенно говоря, так быть не должно.

Подпишитесь на «За рулем» в