Сцепившись с газом — журнал За рулем

Сцепившись с газом

СЦЕПИВШИСЬ С ГАЗОМ

КОМПЛЕКТЫ СЦЕПЛЕНИЯ ДЛЯ 406-Х МОТОРОВ

Замена сцепления — работа серьезная, далеко не каждый возьмется за нее самостоятельно. В то же время многие мастера на сервисах исповедуют принцип: покупайте и привозите — поставим. Что ж, попробуем выбрать — интересно, что предлагает торговля для шестнадцатиклапанных заволжских моторов?

Результаты блужданий по торговым точкам показаны на фото 1–6. Компанию четырем упакованным изделиям составили два «голодранца», оба — наши соотечественники. Получив первое впечатление о покупках, передаем все шесть комплектов по привычному адресу — специалистам лаборатории сцеплений, карданных передач и нагрузочных режимов трансмиссий НАМИ.

Результаты работы экспертов, а также наше собственное мнение по каждому изделию приведены ниже. Читателям, далеким от техники, напоминаем, что основных деталей сцепления всего три: выжимной подшипник, корзина (она же — нажимной диск) и ведомый диск. Давайте посмотрим, что у нас получилось.

ДИСБАЛАНСЫ, УГЛЫ И МОМЕНТЫ

Каждый комплект побывал на весах — сцепления взвесили подетально и «кучей». После этого измерили «геометрию», оценили величину максимально передаваемого крутящего момента, определили дисбаланс корзины и ведомого диска. Затем замерили усилие выжима каждого сцепления, сравнили торцевые биения поверхностей трения ведомых дисков, определили моменты трения и замыкания демпфера. В качестве «священного писания» выступали РД 37.001.664–95 «Сцепления фрикционные сухие автомобилей. Общие технические требования и методы испытаний», а также комплект КД ЗМЗ на сцепления автомобилей. Результаты испытаний сведены в таблице.

КОММЕНТАРИЙ

К РЕЗУЛЬТАТАМ ИСПЫТАНИЙ

Самым легким оказалось сцепление «Сакс», за ним «ЛуК» и «Валео». По возможности передачи крутящего момента лучшим был опять-таки «Сакс», за ним пристроился беспородный самозванец заволжского происхождения (отметим, что других талантов он не показал). Хуже всех передают момент «ЛуК» и «Крафттех».

Важнейшим показателем, влияющим на виброактивность, считается дисбаланс дисков сцепления — как нажимного в сборе с кожухом, так и ведомого в сборе с накладками. Самой сбалансированной предстала корзина от «Валео», а самой «кривой» — от «Крафттех». По ведомым дискам лучшим оказался «ЛуК», а худшим — заволжский беспризорник.

Что касается таких «заумных» параметров, как момент и угол замыкания, отметим: для современных конструкций характерны увеличение угла замыкания демпфера, а также нелинейная зависимость момента замыкания от угла. Эти величины определяют характеристику ведомого диска сцепления, и здесь в лидерах опять «ЛуК».

КОММЕНТАРИЙ

К МЕТОДИКЕ ИЗМЕРЕНИЙ

Усилие выжима сцепления измеряют при перемещении концов лепестков нажимной пружины на 8,5 мм.

Перемещение нажимного диска измеряют при ходе выключения, равном 8,5 мм.

Расстояние от концов лепестков до поверхности трения маховика измеряют при удалении нажимного диска от маховика на 8,5 мм.

Толщину ведомого диска по накладкам измеряют под нагрузкой сжатия, равной 6500 Н.

При оценке торцевого биения ведомый диск устанавливают на шлицевую оправку между двумя плитами, сжимают в осевом направлении усилием 6000–7000 Н, затем отводят одну плиту на 1,3 мм. В этом положении диск должен оказывать сопротивление повороту не более 0,5 Н.м. 

Для ведомого диска «ЛуК» с подвижной ступицей параметр «торцевое биение ведомого диска» не определялся.

НАШЕ МНЕНИЕ

Рассказывая о сцеплении, грех не упомянуть лишний раз, что при его ремонте целесообразно заменять сразу все три составляющие — это может продлить срок службы узла в целом. Напомним также, что количество демпферных пружин в ведомом диске определяет изготовитель — у изделий с шестнадцатью пружинами результирующая угловая жесткость изменяется по более сложному закону, чем у восьмипружинных. Однако ни число пружин, ни количество лепестков в диафрагме не являются безоговорочным критерием качества.

Что касается нашего выбора... По части универсальности отметим тюменскую корзину — она годится как для 402-х, так и для 406-х моторов (возможно, нам просто попался не самый удачный экземпляр). Частнику такое не нужно, а вот автохозяйствам вполне подойдет. Для своих же «волг» и «газелей» с 16-клапанным двигателем по итогам наших испытаний можно рекомендовать «Валео» — только этот комплект не дал поводов для придирок.

1. Фирма / Valeo

Страна-изготовитель / Не указана

Маркировка: корзина — 583396 С;

диск — 583267 С

Цена / 5000 руб.

На коробке указаны номер 826298 и применяемость — ВАЗ (конечно же, это опечатка). Главная примета изделия — восемь сдвоенных пружин: четыре большие чередуются с четырьмя маленькими да еще восемь прячутся внутри. На корзине видны следы балансировки.

Масса комплекта — самая большая из «иностранцев». Однако ни единого прокола при испытаниях не зафиксировано — более того, статический дисбаланс корзины оказался самым низким. Усилие выжима меньше только у «ЛуК».

2. Фирма / SACHS

Страна-изготовитель / Не указана

Маркировка: корзина — TYP MF240;

подшипник — 05 3151 2727 41;

диск — К 208/1В

Цена / 4500 руб.

Вообще говоря, это сцепление на ГАЗ поставить тяжеловато, поскольку оно предназначено для «бээмвэшек». Их маховики содержат три штифта для центровки корзины — на 406-м моторе ничего подобного нет, а потому при установке все это хозяйство повисает на болтах и требует ручной центровки! Конечно, наш человек способен на все, но...

Знака одобрения нет. Сторона маховика отмечена маркировкой BMW. Одно из крепежных отверстий распилено — похоже, нам подсунули «бэушное» изделие. Следов балансировки не видно. Что касается параметров... Лучший крутящий момент, самая низкая масса и... огромный дисбаланс корзины!

3. Фирма / LuK (Lamellen und Kupplungsbau)

Страна-изготовитель / Не указана

Маркировка: корзина — 412207804;

диск — 324021511 

Цена / 4200 руб.

На корзине видны следы балансировки. На упаковке нанесен номер 624309700 и знак одобрения МТ14 — изделие сертифицировано в НАМИ. У диска четыре сдвоенные пружины.

По результатам испытаний «ЛуК» разочаровал только при измерении крутящего момента, не добрав до требуемой величины довольно много. Странно, согласно данным фирменного каталога, это сцепление предназначено как раз для автомобилей ГАЗ с 406-ми двигателями. Зато при замерах дисбаланса и усилия выжима комплект оказался лучшим. В части «избыточного веса» проблем также нет — легче только «Сакс».

4. Фирма / Krafttech

Страна-изготовитель / Не указана

Маркировка: корзина — X 0240D 15385–0184 080502 B1720; диск — Y 0240C 15363–0208 F 100502 A0706 

Цена / 3800 руб.

На коробке есть номер W0240E и указана применяемость — для 406-го двигателя. Диск содержит шесть пружин. Одно из отверстий распилено — похоже, это не вполне «свежее» изделие, сулящее проблемы при установке на машину. Да и подшипника в комплекте не оказалось.

Параметры изделия не порадовали. Недостаточный крутящий момент и огромный дисбаланс корзины легко свели на нет впечатление от низкого дисбаланса ведомого диска.

5. Фирма / ОАО «Тюменские моторостроители»

Страна-изготовитель / Россия

Маркировка: корзина — ОАО «Тюменские моторостроители»; диск — ОА «Тюменские моторостроители»

Цена / 1300 руб.

Забавный комплект — подлинность корзины сомнений не вызывает, а вот диск с надписью АО «Тюменские моторостроители» произведен неизвестно где: фирма их не делает. Универсальная корзина предназначена как для 406-х, так и для 402-х моторов, в последнем случае под ось вилки подкладывают две шайбы, входящие в комплект изделия. Отверстия на корзине — универсальные.

Наборчик оказался самым увесистым и, честно говоря, не очень удачным. Дисбаланс корзины в полтора раза перекрыл допустимую норму, да и диск-самозванец звезд с неба не хватал.

6. Фирма / Не указана

Страна-изготовитель / Россия

Маркировка: корзина — 406–16 01090 31b02 

Цена / 1000 руб.

Продавалось как изделие ЗМЗ, подтверждением чему служил каталожный номер, нанесенный на корзине. По заверениям продавца, подходит только для «Волги», а вот на «Газель» ставить нельзя, поскольку «...пружины вскоре начнут цеплять за болты».

Впрочем, ставить это на собственную «Волгу» тоже не стоит — дело даже не в отсутствии упаковки и обратного адреса. Корзина перекрыла норму по дисбалансу в два с лишним раза, а ведомый диск вообще оказался лидером по части неуравновешенности. При этом изделие оказалось единственным, не уложившимся в нормы по перемещению нажимного диска и по величине момента трения демпфера.

НАША СПРАВКА

У сцепления для 406-го мотора расстояния между крепежными отверстиями на маховике неодинаковы, поэтому корзину можно закрепить только в одном определенном положении. Шесть крепежных отверстий расположены на одном диаметре с неравномерным шагом.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Читать комментарии

Самые новые
Загрузка...