Сбор на утилизацию: место на свалке

Никогда еще важные экономические законы не принимали в России так быстро и так некрасиво, как это случилось с утилизационным сбором.

Поправки к закону «Об отходах производства и потребления» и Бюджетному кодексу РФ, которые ввели понятие «утилизационный сбор», были приняты в рекордно короткие сроки: от момента одобрения проекта в профильном комитете до подписания его президентом прошло меньше месяца! В эти две недели уложились и три слушания в Думе, и даже утверждение в Совете Федерации.

За предыдущие 10 лет депутаты 19 раз предлагали внести разные поправки в этот закон, и 18 раз большинством голосов их отклоняли… В этот раз – прошли без сучка без задоринки. Как было написано в пояснительной записке к проекту, он «устанавливает правовые основы для развития в России системы утилизации… автотранспортных средств». Кто бы спорил, избавляться от старья стране необходимо. Автопарк в России немолодой: в 2013 году потребуется утилизировать около 1,5 млн. автомобилей, в 2015-м – более 2 млн. и дальше в таком же темпе. Сборы на эти цели взимают во многих странах мира. Появление подобных у нас обоснованно; правда, надо строить практически с нуля новую отрасль промышленности.

На сайте Минпромторга 20 июля вывесили проект постановления правительства «Об утилизационном сборе», которое должно было вступить в силу с 1 сентября. Но в конце августа вдруг выяснилось, что с предложенными ставками не согласны Минтранс, Минфин и другие. Ставки чуть-чуть подкорректировали, и премьер-министр подписал постановление 30 августа.

Некрасиво для государственной машины. У автобизнеса, как это ни странно звучит, экономика плановая, – а как спланировать работу, если нет расценок? Вот сейчас все лихорадочно пустились в перерасчеты и перестройку логистики.

В постановлении нет ни одного слова о том, на что пойдут собранные средства. Ни об экологии, ни о создании отрасли по переработке утиля. Хотя речь идет о гигантских суммах: по расчетам, сборы могут составить до 120 млрд. рублей ежегодно.

В Голландии утилизационный сбор для легковых авто – 45 евро, в Германии – до 100 евро, в Японии – 90–170 евро (с учетом класса машины). Это реальная сумма, необходимая для утилизации. В Москве сегодня утилизация одной машины обходится в 3 тыс. рублей плюс доставка до пункта сбора. Однако постановление правительства устанавливает совсем иные цены для отслуживших свое легковых автомобилей: от 17 тыс. до 110 тыс. рублей. Откуда такие цифры?

Депутат Вячеслав Лысаков считает: «Утилизационный сбор – не более чем барьер на пути иномарок в Россию, в первую очередь подержанных… При этом я не вижу, чтобы действительно создавалась утилизационная инфраструктура. Деньги со сбора просто пойдут в бюджет, перемешаются там с остальными средствами – и на этом всё». Мы согласны с его мнением: это иная форма таможенного барьера, а экология – лишь неуклюжее прикрытие. Что же, попробуем подсчитать, насколько изменится цена на новые и подержанные автомобили с сентября. Те, что произведены в РФ, от сбора освободят: заводы возьмут на себя обязательство обеспечить «безопасную утилизацию автомобилей после утраты потребительских свойств». Не распространяется сбор и на те машины, что были ввезены в Россию до сентября.

Но с конца августа, в связи со вступлением в ВТО, снижены заградительные пошлины на ввоз иномарок юридическими лицами – с 30 до 25%. Как раз взамен их вводятся утилизационные сборы.

За новую машину на таможне физлицо заплатит утилизационный сбор 2 тыс., за подержанный – 3 тыс. рублей (высокие пошлины сохраняются в прежнем размере). А вот если иномарки ввозит компания, расчет будет совсем иным. Взять, к примеру, 2-литровую «Мазду-3». Сокращение пошлины на 5% снизит цену примерно на 20 тыс., но за ее будущую утилизацию возьмут 27 тыс. рублей. Выходит, «трешка» может подорожать тысяч на семь. Поздравляю почитателей этой модели.

С мощными авто дело совсем худо. Цена «Лексуса-RX 350» может вырасти на 35 тыс. рублей. Если же какая-то безумная компания решит ввезти в страну трехлетний RX 350, она должна будет уплатить в качестве утилизационного сбора 570 тысяч!

Я не против защиты национальной промышленности. Возможно, так и надо поступать, но давайте тогда называть вещи своими именами. Ведь последнему владельцу авто, сдавшему его на свалку, должны выдать деньги, как когда-то залог за бутылку пива. Или же принять в переработку бесплатно. Вот это утилизация, а сейчас – обычный налог. Мудрые у нас чиновники…

Подпишитесь на «За рулем» в