Citroen C-Elysee: королевич Елисей
Что в имени тебе моем?
Приятно, знаете ли, начать с Пушкина. Вообще при всей странности имени нового «ситроеновского» произведения приходится признать: определенная магия в нем есть. Тут тебе и Джо Дассен со своим хитом, и сами знаменитые Поля, которые не имеют ничего общего с купцами Елисеевыми. Кстати, «Элизэ» – производное от античного «Элизия» или «Элизиума», так греки называли райскую часть загробного мира, противоположную сумеречному царству Аида. В Элизиуме царила вечная весна и все, надо полагать, цвело и распускалось.
Концерн «ПСА-Пежо-Ситроен» не мог оставаться в стороне от моды на «бюджетные автомобили». Создавая этот седан, инженеры и дизайнеры смотрели (просто не могли не смотреть!) на конкурентов, стараясь изобрести нечто большее, чем просто транспортное средство, – но при этом без ущерба для функциональности. Ну как тут не вспомнить воспетого все тем же Пушкиным сказочного королевича Елисея? Персонаж этот не такой раскрученный, как армия «Иванов» и «Иванушек» разной степени родовитости, но куда более универсальный: он не только красавиц поцелуями пробуждал, но и в мышь мог превратиться, если того требовала высокая миссия борца за все хорошее против всего плохого.
Формула красоты
Французы не скрывают, что «Ситроен-Це-Элизэ» и «Пежо-301» – практически близнецы, а все отличия сосредоточены между передним бампером и стойками ветрового стекла. Дизайнерам не позавидуешь: поди сделай при таких условиях задачи машину, которую не стыдно будет поставить в один шоу-рум с элегантно-сдержанными седанами и хэтчбеками!
Внешность «Елисея» следует признать удачной. Седан прочно стоит на всех четырех колесах и внушает уверенность в неминуемом будущем. И это не может не тревожить в преддверии знакомства с интерьером: а вдруг там все плохо?
Нет, там не плохо. И даже изящно. Во всяком случае, родовых признаков тут едва ли не больше, чем снаружи. Трехспицевый руль со скошенной нижней частью, селектор «автомата» или ручка механической коробки – все это знакомо по другим моделям.
Форме «баранки» подыгрывают и серебристые окантовки приборов, между которыми разместился монохромный жидкокристаллический экран цвета рыж. Рельеф «подоконника» рифмуется с дефлекторами системы вентиляции, а внутренние ручки передних дверей сплетаются хитрым узором с объемными карманами. Зауженная книзу центральная консоль с многокнопочным орнаментом магнитолы и не вполне традиционным, но вполне удобным блоком управления микроклиматом от модели С3 заслуживает аплодисментов самого Андре Ситроена. Ну а коврики версии «Эксклюзив» с белой окантовкой – просто шик!
Тут самое время спросить: а где же экономия? Да везде! Элегантный интерьер собран из дешевого пластика, да и места соединения панелей отделки местами выглядят весьма тревожно. Клавиши задних стеклоподъемников примостились меж передними креслами – это дешевле, чем монтировать их на дверях. Само заднее сиденье достаточно просторно для троих, но подголовников всего два, да и те – интегрированные. По бокам центральной консоли прорезаны вентиляционные окна, направленные в ноги водителя и переднего пассажира, там же обнаруживаются торчащие головки саморезов, ничем не прикрытая шумоизоляция и выставленный напоказ рулевой вал.
Впрочем, выдохнув и взяв паузу, понимаешь,что крушения надежд не произошло. В конце концов, будь тут материалы подороже, возникли бы подозрения, что сэкономили на чем-то куда более важном.
Чего же боле?
Тянуть руль на себя бесполезно – он регулируется только по наклону. Азиатам, может, и привычно – но я, избалованный европейскими традициями, невольно ставлю «минус». Сиденье тоже не вполне «старосветское» – боковая поддержка вроде на месте, но подушка все же мягковата. Ну да ладно: подвинусь на щелчок поближе и чуть больше нагружу спинку, заодно и виртуальных задних седоков порадую. Впрочем, им и так на тесноту жаловаться не придется: расположение дивана позволяет и входить внутрь с достоинством, и не поджимать ноги, размещая их под подушкой переднего кресла. Нет пассажиров – можно увеличить грузовой объем: тянем за петельку, и часть спинки падает вперед. Впрочем, диван можно и вовсе оставить в покое: 506 литров в багажнике хватит на все случаи жизни. Тонкие петли поднимают крышку багажника высоко, а закрывать ее удобно – для этого есть две внутренних ручки. Стоит ли после этого сетовать на отсутствие обивки?
Возвращаемся за руль. Правая рука ложится на узкий, но удобный подлокотник, в котором не забыли организовать такой же вытянутый по форме пенал, который легко переводится в вертикальное положение. Чуть ли не единственный эргономический просчет связан с управлением окнами. Я понимаю, что отсутствие проводки в дверях обусловлено желанием сэкономить, но все же привыкнуть к такому решению непросто.
В остальном все удобно и привычно. Аудиосистему можно подкармливать внешними накопителями информации, а к управлению климатической установкой и вовсе привыкаешь мгновенно.
Но самое главное, что машина пронизывает неким «ощущением качества», которое обнаруживает себя в самых разных местах – например, в усилиях на кнопках. И когда поневоле начинаешь хотеть больше положенного, приходится себя осаживать, напоминая себе о том, что это очень недорогой автомобиль.
Куда бы ты ни поспешал…
Прежде чем водрузить на платформу С3 внушительный кузов «Це-Элизэ», ее растянули на 186 мм, а колею расширили на 36 мм спереди и на 11 мм сзади. И хотя седан заметно крупнее, чем изначальный хэтчбек, он прибавил в весе всего пару кило.
Дороги в окрестностях Барселоны – не лучший испытательный полигон. Ям нет вовсе, швов и стыков не сыскать, и даже волны – редкость. В таких тепличных условиях ездить на «Це-Элизэ» – сплошной кайф. «Ситро» точно пишет траекторию, а на изменение динамического баланса реагирует с охотой и предсказуемостью какого‑нибудь «разгоряченного» хэтчбека. Кстати, во время всех этих упражнений в салоне было довольно тихо – даже шум шин «Мишлен-Энерджи-Сейвер» остался где‑то снаружи. Что мешало почувствовать себя обитателем Элизиума, так это неудачно подобранные передаточные числа механической коробки. Две первые передачи пролетают, как глухие полустанки на маршруте скоростного экспресса; третья же, наоборот, чрезмерно растянута. На второй день знакомства я пересел в машину с 4‑ступенчатым «автоматом». Передаточные числа у него логичнее, но с такой коробкой мотор кажется и вовсе сонным. Для неспешных поездок по городу такой расклад еще прокатит, но если часто приходится ездить за его пределами, то «механика» выглядит предпочтительнее.
А что касается подвески… На нескольких острых неровностях, которые мне удалось обнаружить в Каталонии, «Це-Элизэ» охотно вздрогнул всем своим мускулистым телом, чем и подтвердил теорию о том, что Элизий существует только в мифах. Однако истинное суждение о комфорте можно будет составить лишь тогда, когда «Ситро» доберется до России.
О сколько нам открытий чудных…
Главное впечатление от нового «Ситроена» – не пресловутый «сухой остаток» от первого знакомства, а скорее то, чего в этом остатке не оказалось. От общения с этой машиной не возникло чувства неловкости, которое бывает после посещения плохой фотовыставки, в финале которой вас внезапно знакомят с автором. «Це-Элизэ» скромен, но не беден. Это не автомобиль-жертва, который можно взять лишь «по бедности». Владельцу не придется мириться с отсутствием системы стабилизации, оплакивать недостаток подушек безопасности или ставить «колхозный» парктроник. Но для окончательного вердикта не хватает точки отсчета, каковую может дать только цена. А ее покамест нет. Вот и приходится констатировать, что «Це-Элизэ» с точки зрения потребительской реальности – как Элизиум или королевич Елисей: вроде и не задумываешься всерьез об их существовании, но все же держишь в уме тот факт, что о первом писал Гомер, а о втором – сам Пушкин. А с Пушкиным у нас спорить не принято.
Из одного источника
Как и «Пежо-301», «Ситроен-Це-Элизэ» будут выпускать на одном заводе – в испанском городе Виго. О планах по организации сборки на других площадках пока не говорят. Однако известно, что на заводе PSA и «Мицубиси» под Калугой готовятся к производству другого седана – С4-L. Стало быть, подешеветь до уровня «Логана» или «Алмеры» этот «француз», скорее всего, не сможет.