Бортовые системы управления: меню, пожалуйста — журнал За рулем

Бортовые системы управления: меню, пожалуйста

Чтобы сократить число кнопок на торпедо, создали системы управления с развернутым меню. Насколько они удобны в работе?

1

1

В соревновании мы свели двух европейских грандов — БМВ 7-й серии и «Ауди-А8» — и амбициозного новичка «Киа-Кворис». Оба «баварца» упакованы почти по максимуму, «Киа» попроще и предлагает принципиально другой алгоритм управления. Вместо ставшего традиционным джойстика в окружении клавиш быстрого доступа — сенсорный экран и разбросанные по центральной консоли кнопки. Правда, у «Квориса» в топовой комплектации тоже есть многофункциональная шайба между передними сиденьями, но такая версия на момент теста была недоступна. Тем лучше, ведь появилась возможность сравнить разные подходы к управлению бортовыми системами.

Эксперты — три человека, имеющих разный опыт общения с современной автомобильной электроникой. Им предложили выполнить по пять нехитрых упражнений:

1 no copyright

1 no copyright

Таблица открывается в полный размер по клику мышки.

Первый раз — с ходу, без предварительного знакомства с машиной, второй раз — после вдумчивого чтения инструкции и исследования меню в спокойной обстановке. Результаты, сведенные в таблицу, красноречивы: практически во всех случаях время выполнения упражнений сократилось, порой многократно. Хотя повторный заход был сложнее: настройки требовалось менять на ходу. Эксперимент проходил на закрытых дорогах полигона. В реальной жизни мы настоятельно не рекомендуем отвлекаться на управление даже самой продуманной системой.

Ни одну из машин не упрекнем в том, что какая-либо важная функция зарыта в глубинах бортовой системы. Отдельные клавиши есть почти для всех важных и часто используемых операций.

Ни одну из машин не упрекнем в том, что какая-либо важная функция зарыта в глубинах бортовой системы. Отдельные клавиши есть почти для всех важных и часто используемых операций. Ни одну из машин не упрекнем в том, что какая-либо важная функция зарыта в глубинах бортовой системы. Отдельные клавиши есть почти для всех важных и часто используемых операций.
Ни одну из машин не упрекнем в том, что какая-либо важная функция зарыта в глубинах бортовой системы. Отдельные клавиши есть почти для всех важных и часто используемых операций.

«Киа-Кворис»

2

2

3

3

В «Киа» чувствуется статус новичка. И дело не в картах «Навитела», используемых в машине, а в том, что клиент, заплативший почти 2 600 000 рублей, ожидает увидеть оригинальное оформление. Не понравились и кнопки, включающие главные разделы меню. Поди найди их в ряду близнецов для климата и аудиосистемы!

Неприметную клавишу смены ездовых характеристик в «Кворисе» все искали долго, некоторые — безуспешно.

Неприметную клавишу смены ездовых характеристик в «Кворисе» все искали долго, некоторые — безуспешно.Неприметную клавишу смены ездовых характеристик в «Кворисе» все искали долго, некоторые — безуспешно.
Неприметную клавишу смены ездовых характеристик в «Кворисе» все искали долго, некоторые — безуспешно.

«Парам. класт.», «Перекл-ль такт.» — порой при общении с «Киа» не понимаешь родной язык.

«Парам. класт.», «Перекл-ль такт.» - порой при общении с «Киа» не понимаешь родной язык.«Парам. класт.», «Перекл-ль такт.» — порой при общении с «Киа» не понимаешь родной язык.
«Парам. класт.», «Перекл-ль такт.» — порой при общении с «Киа» не понимаешь родной язык.

По качеству графики «кореец» явно в аутсайдерах.

По качеству графики «кореец» явно в аутсайдерах.По качеству графики «кореец» явно в аутсайдерах.
По качеству графики «кореец» явно в аутсайдерах.

Функционал клавиши Setup оказался переменным. Она вызывает настройки той части комплекса, которая сейчас на экране, — нелогично и неудобно. Управление мелкими сервисными опциями (например, настройки проекционного дисплея) вовсе вынесено из основной системы на колесико на руле, а меню отображается на приборном щитке вместо тахометра. Зачем, если есть специально заточенная на работу с такими функциями система и большой монитор?

«Ауди-А8»

10

10

11

11

В «Ауди» — фирменная шайба на центральной консоли в окружении горячих клавиш. Первый шаг в общении с MMI сделать проще, чем в «Киа». Но уже на втором впадаешь в ступор. Названия некоторых разделов меню разнесены по углам экрана, их включают отдельные кнопки. Не самое логичное решение — не сразу додумываешься. Правда, быстро привыкаешь.

Базовую проверку технического состояния можно провести не выходя из машины.

Базовую проверку технического состояния можно провести не выходя из машины.Базовую проверку технического состояния можно провести не выходя из машины.
Базовую проверку технического состояния можно провести не выходя из машины.

Самое разветвленное меню — у настроек систем автомобиля. Только зачем разработчики наделили здешнюю ветку функцией памяти? Возвратившись к разделу после управления навигацией и прочими мультимедиа, окажетесь ровно на том же месте, какое покинули. Было бы куда логичнее каждый раз предлагать пользователю начальные опции. Тем более что именно здесь живет управление характером автомобиля — система «Ауди драйв селект», изменяющая настройки двигателя, трансмиссии, ходовой части. В отличие от остальных подкатегорий раздела, доступ к ней следовало бы сделать максимально упрощенным. Возможно, даже вывести на отдельную кнопку.

14

14

15

15

Нестандартные опции в виде тачпада и голосового управления в «Ауди» работают отлично. При пользовании ими водителю куда реже приходится отвлекаться от дороги.

Зато фирменный тачпад по соседству с традиционными органами управления — отличная находка. Адрес навигации вводишь на нем примерно столько же времени, сколько занимает выбор букв вращением шайбы. Но, по ощущениям, общаться с сенсором легче и в движении куда меньше отвлекаешься от дороги: рисовать можно вслепую, а система будет проговаривать, что выходит из-под пальца. Вот только некоторые сложные для написания литеры вроде Е или В с первого раза даются не каждому — требуется тренировка.

Предусмотрено и голосовое управление, но, увы, далеко не для всех функций.

БМВ 7-й серии

13

13

Баварская «семерка» с предыдущим кузовом произвела фурор не только своим дизайном, но и невиданным доселе интерфейсом. «Ай-драйв» можно по праву считать основоположником революционного подхода к управлению бортовыми системами — с помощью многофункционального джойстика и экрана с меню и иконками. За 12 лет он пережил не одно обновление и стал очень дружелюбным к пользователю. В отличие от «Ауди», джойстик здесь полноценный: его можно нажимать, вращать и наклонять в четыре стороны.

12

12

Тачпада в БМВ нет, а способ ввода букв и цифр — как у «Ауди». Но наборный диск с алфавитом оказался удобнее. И в остальных упражнениях испытатели допустили меньше ошибок и потратили меньше времени. Сложности возникли разве что при поиске ближайшей заправки среди занесенных в память навигации. Процесс запускает не та строка, которую подсказывает логика. Разработчикам поправить это — пара пустяков, не нужно даже дожидаться рестайлинга. Разумеется, как и у прямого конкурента с кольцами на решетке радиатора, есть голосовое управление.

Управление климат-контролем в виде отдельного блока кнопок сохранено у всех машин. «Ауди» и БМВ утонченным натурам предлагают дополнительные настройки в дебрях меню.

Управление климат-контролем в виде отдельного блока кнопок сохранено у всех машин. «Ауди» и БМВ утонченным натурам предлагают дополнительные настройки в дебрях меню. Управление климат-контролем в виде отдельного блока кнопок сохранено у всех машин. «Ауди» и БМВ утонченным натурам предлагают дополнительные настройки в дебрях меню.
Управление климат-контролем в виде отдельного блока кнопок сохранено у всех машин. «Ауди» и БМВ утонченным натурам предлагают дополнительные настройки в дебрях меню.

Категория точек интереса (POI) и область поиска заданы, однако начальная строка поиска неактивна. Пожалуй, единственный неочевидный момент во всем «ай-драйве».

Категория точек интереса (POI) и область поиска заданы, однако начальная строка поиска неактивна. Пожалуй, единственный неочевидный момент во всем «ай-драйве». Категория точек интереса (POI) и область поиска заданы, однако начальная строка поиска неактивна. Пожалуй, единственный неочевидный момент во всем «ай-драйве».
Категория точек интереса (POI) и область поиска заданы, однако начальная строка поиска неактивна. Пожалуй, единственный неочевидный момент во всем «ай-драйве».

ЕСТЬ КОНТАКТ!

7

7

Ох уж эти нынешние автомобили! Поначалу кажется, что найти общий язык с ними практически невозможно. Но через некоторое время пальцы уже вслепую скользят по кнопкам, курсор летает по меню, а отдельные действия и вовсе совершаются рефлекторно. Поэтому при расстановке систем управления по призовым местам я опирался именно на первые впечатления. На контакт проще всего идет БМВ — его систему я и поставил на высшую ступень. Управление удобное, его алгоритм логично выстроен, да и выглядит «ай-драйв» эстетичнее двух других систем. MMI близок по идеологии и строению, но в общении оказывается более сложным и замороченным — времени на те же самые операции я потратил больше. Поэтому «Ауди» ставлю на второе место. «Киа» на последнем, что вполне закономерно. Простые органы управления, небогатый набор функций, унылая графика. А самое главное — плохо отлаженный алгоритм. Именно при общении с «Кворисом» меня неоднократно охватывало отчаяние, заставлявшее браться за инструкцию.

Максим САЧКОВ,

заведующий отделом науки и техники

РАЗУМ И ЛОГИКА

8

8

Будучи рядовым пользователем, вывел для себя следующее правило: если с бытовым прибором — телевизором, смартфоном, микроволновкой и т. д. — без инструкции не разобраться, то его интерфейс плох для интуитивного понимания. В автомобиле уровень проработки должен быть еще выше, ведь большая часть работы делается на ходу. Признаться, до начала нашего теста я ожидал худших результатов. Что касается конкретных машин, то «Киа» не стал мальчиком для битья, хотя записывать его в полноправные конкуренты немецким технологическим шедеврам пока, конечно, рано: функционал скромнее, графика недотягивает до премиум-уровня. А золото я присудил бы БМВ. В его системе всё на отлично: достойный результат более чем десяти лет эволюции.

Кирилл МИЛЕШКИН,

редактор отдела науки и техники

РЕЗУЛЬТАТ ОЧЕВИДЕН

19

19

В «Ауди» все сделано грамотно: удобная крутилка, необходимые кнопки меню вокруг нее, клавиша перехода чуть выше. Работать можно вслепую, не запутаешься. Сенсорная панелька весьма кстати — помогает быстрее вводить адрес. У БМВ схема похожая, но за счет расширенных функций джойстика удобнее. Все логично, привыкаешь быстро, поиск удобный. Перевод на русский язык правильный, в выборе функций не ошибешься. «Кворис» попроще. Например, смена режимов работы подвески возложена на отдельную кнопку, но индикация скромная — не сразу понимаешь, что изменил режим. Если расставлять места, то первое я отдал бы БМВ, второе — «Ауди», третье — «Кворису».

Геннадий ЕМЕЛЬКИН,

руководитель техцентра «За рулем»

ИТОГ

Различий в подходах оказалось меньше, чем мы ожидали. Все системы довольно функциональны и не имеют серьезных просчетов в эргономике. С ними совладает даже новичок, а получить статус профи можно после недолгих тренировок. Редкий случай: все эксперты единодушны в своем мнении! Сложный комплекс невозможно сделать идеальным с первой попытки. У специалистов БМВ и «Ауди» за плечами солидный опыт, а корейцам его явно недостает. Может, стоило подсмотреть некоторые решения у старших? Например, взять за ориентир тот же «ай-драйв» (тем более что селектор коробки передач уж больно напоминает бээмвэшный). Или, наоборот, попытаться обогнать мастеров и вложиться в систему следующего поколения, которая заменит сегодняшние интерфейсы: на смену им придут голос, жесты и сенсорные панели.

2 no copyright

2 no copyright

ЗА КУЛИСАМИ ТЕСТА

Победителя есть за что пожурить, хотя непосредственно с темой испытаний это не связано. Из-за порванной на разбитых весенних дорогах 20-дюймовой низкопрофильной покрышки тест оказался под угрозой срыва. Такую шину даже в крупном городе найдешь далеко не в первом магазине, да еще и запаски нет, ведь на БМВ установлены покрышки «ран-флэт». Неутешительный итог: списанная резина, поврежденный при долгом ковылянии в сервис диск и два драгоценных дня без автомобиля. Не слишком ли высокая цена, дорогие производители и маркетологи?

Мы обращаемся не только к БМВ, но и к представителям всех марок, предлагаемых у нас. Не просим, а требуем: комплектуйте машины для России хотя бы докатками, а лучше полноценными колесами! Наша дорожная и автомобильная инфраструктура, несмотря на красивые вывески и громкие заявления, находится в зачаточном состоянии и не готова обслуживать большинство инновационных решений. Пока строим такие дороги, пока нет экстренной и надежной помощи в пути, нам нужно не то, что красиво и технически совершенно, а что надежно и удобно. Прислушайтесь и сделайте правильные выводы!

Этот случай дал пищу для размышлений и тему для будущего спецтеста.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Читать комментарии

Самые новые
Загрузка...