Чего бастуем, шофера?

Беспрецедентно массовая акция трудящихся: 13 тысяч водителей грузовиков подписали письмо в Правительство РФ. В послании — протест против скоропалительного, как считают, порядка устанавливать в машины устройства контроля за всеми режимами движения, а еще и соблюдением расписания труда и отдыха. За свои же деньги!..

Нужно окончить разговор, начатый в материале «Отсрочка для тахографов: а после те же штрафы?»

Беспрецедентно массовая акция трудящихся: 13 тысяч водителей грузовиков подписали письмо в правительство РФ. В послании протест против скоропалительного, как считают, порядка устанавливать в машины устройства контроля все всеми режимами движения, а еще и соблюдением расписания труда и отдыха. За свои же деньги!.. Нужно окончить разговор, начатый в материале «Отсрочка для тахографов: а после те же штрафы?»

Коды не передавать!

Перевозчики недоумевают: почему приказано так спешно большую часть их автопарка оснастить тахографами? И именно российской разработки, с набором строго определенных функций? Ведь общеевропейские требования, которым эти аппараты соответствуют, вступают в силу лишь с 2016 года?

Ответы на поверхности: на наших дорогах уровень аварийности и нарушений режима работы водителей-профессионалов не то что выше, чем в Европе, — просто космический. Так, разумно ли отодвигать дело на потом, если выпуск устройств уже освоили три отечественных предприятия и иностранный производитель, работающий на нашем рынке?!

Но есть причины неявные: речь об интересах российской технической независимости. Каждому перевозчику придется принять: ты можешь не заниматься международной технической политикой, но она уже «занялась» тобой.

Выше мы выяснили, что вся информация в тахографах должна кодироваться. В аппаратах европейского происхождения блок СКЗИ (средств криптографической защиты информации) сделан по стандартам ЕС, управляется и контролируется, разумеется, специалистами Евросоюза. Когда их российские коллеги повели речь о сертификации наших конструкций в Европе, им поставили условие: криптографические ключи должны быть только европейского происхождения. Что ставит нас в зависимость от западного соседа.

Чтобы уйти от нее, российские инженеры подготовили аналог. Система шифрования создана при участии специалистов ФСБ: более осведомленных в этой сфере, чем они, в стране нет. Образцы готовы к экспертизе в лаборатории сертификации ISPRA в Италии — это единственный такого профиля центр на весь ЕС. Очередь сюда огромная. Своей мы не можем дождаться несколько лет и, судя по всему, еще долго не дождемся. Похоже, россиян подталкивают импортировать продукцию с Запада. Нам это нужно, если собственные устройства, скромно говоря, не хуже и никто извне не сможет ими управлять? А если называть вещи своими словами, «нечаянно» отключать.

Тахограф российской разработки, модель DTCO3283 JPS

Свидетель в суде

Еще один неявный аспект использования устройств связан с юриспруденцией — перевозчикам приходится соприкасаться с этой сферой.

Предположим, в рейсе не по вине водителя произошло ДТП, владельцу автомобиля и груза причинен материальный ущерб. Хозяину (а еще страховщику, инспектору ДПС) проще всего свалить вину на водителя, от него требовать компенсации. И придется расплачиваться как миленькому, если не предоставит бесспорные доказательства чужой вины. Так вот, суд обязан принять данные, снятые из тахографа, в качестве объективных свидетельств. Внимание: тахографа, сертифицированного в России, — и никакого другого.

Категоричность судейских стоит на железной логике: в РФ нет судебных специалистов, аккредитованных на проведение экспертизы зарубежных блоков криптографии. А без этих экспертов невозможно создать ни целостную систему контроля перевозок в принципе, ни добиться объективной правозащиты отдельно взятого «трудящегося за баранкой» в частности. Нанимать зарубежных спецов дорого — дешевле ездить с отечественным тахографом. Да и не пристало.

Меркурий ТА 001

Бойся «дядю Васю»

Еще один аргумент в адресованном правительству письме-протесте: многие машины невозможно оборудовать тахографами — конструкция, мол, не позволяет. И вовсе пугающее: если же устройство все-таки вмонтировать, а оно выйдет из строя, то откажет тормозная система.

Вряд ли в коммерческих перевозках остались настолько допотопные рыдваны. Скорее, тот, кто затеял этот разговор, плохо знает свою машину, предположили в Росавтотрансе. Стоит поискать — найдет место под сам тахограф, разводку проводов, гнезда под датчики… Даже если нет, специалисты сертифицированной мастерской подберут и правильно установят устройство и его периферию. Запас надежности тахографов настолько высок, что, если вовремя проводить регламентное обслуживание, они не ломаются.

Другое дело, ни под каким видом нельзя подпускать к этой тонкой работе «дядю Васю». Случись, кустарь установит «немного не ту» модель, штатный бортовой компьютер действительно не воспримет «чужака». А в случае судебного разбирательства кому предъявлять претензии? «Дядя Вася» не может выступать в качестве юридически ответственного гаранта.

КАСБИ DT 20MKAСБИ

Кошелек или жизни

И потом, утверждение о невозможности установить прибор контроля скорее лукавая фигура речи тех, кому тахографы впредь не позволят превращать рабочий день водителей в безразмерный.

Не новость, что сейчас дальнобойщики остаются за баранкой до 14 часов кряду. С такими нагрузками, считают в профсоюзе водителей-профессионалов, человек впадает в состояние, схожее с алкогольным опьянением. О последствиях усталости «рулевых» мы узнаем из СМИ: «Уснул за рулем, выехал на встречную полосу»… Вспомним трагедию в центральной Европе: экскурсионный автобус с детьми из Волгограда ушел в кювет…

Но нередко водители не по своей воле «не могут оторваться от руля». К переработке их провоцирует работодатель — доплатой. Ему дешевле премировать штатных сотрудников, чем брать на работу дополнительных (за каждую единицу рабсилы наниматель, кроме зарплаты, вносит налоги в бюджет).

«Незаинтересованные лица» лукавят, потому что понимают: при расследованиях происшествий тахографы не позволят скрыть нарушения режима работы. Их выявит уже инспектор ДПС прямо на трассе — достаточно ввести в полицейское считывающее устройство карту, извлеченную из тахографа перевозчика.

Карточки для пользователей тахографами (лицевая и оборотная стороны). Размером они как банковские. Предназначена (слева направо) для

Нельзя ли что попроще?

Но вместо тахографов, якобы со знанием дела заявляют авторы письма-протеста, можно использовать куда более дешевые системы GPS-треккинга, современные навигаторы или регистраторы.

«Вместо» не получится — только «вместе»: так предписывает незыблемый для российских автотранспортников закон — Техрегламент о безопасности колесных ТС. Но это предписание касается задач не только сегодняшнего дня. Базовая платформа устройства, в которую включена аппаратура ГЛОНАСС (или ГЛОНАСС/GPS), пригодна для внедряемой в стране системы «Эра-ГЛОНАСС». Одна из ее функций — развертывание системы экстренного реагирования при автоавариях. Против нее будем протестовать?

И снова всплывает судебная тема. Ни один российский судья на процессе об оценке ущерба в ДТП не примет во внимание информацию из «устройств попроще» — купленных по случаю навигаторов с треками. Только из сертифицированного тахографа.

Лоб в лоб с прилежным зятем

Подписавшие письмо настаивают: нельзя всех под одну гребенку! На какие-то машины нужно разрешить тахографы не устанавливать. Например, на автомобили индивидуальных предпринимателей, если грузовик или автобус единственный в их собственности. Ведь нередко этот транспорт используют не в коммерческих рейсах, а, скажем, для поездки к теще на блины. Имеют же право!

Поговорите, господа, с теми, на кого со встречной полосы налетел автомобиль с заснувшим водителем: для пострадавшего имеет значение, был это маленький грузовичок или трейлер, принадлежит он индивидуалу или крупному АТП? Ответ предположить несложно. От него и отталкивался Минтранс в своем приказе о тахографах.

Пошто шумим?!

На тему «справедливости ради»… Когда готовился материал, автор общался с перевозчиками разного «калибра», из «зажиточных» столичных компаний и из дальних регионов. Практически все «голосовали»: тахографы нужны. В их пользе уверен глава профсоюза водителей-профессионалов Александр Котов, а уж он прослыл «стеной», защищающей интересы коллег... Это к тому, что протестное письмо в правительство, скорее всего, не есть мнение большинства в профессиональном сообществе. Во всяком случае, сейчас.

Но и упрекали единодушно: никудышная организация сегодняшних продаж устройств и сервисных услуг может подставить под штрафы огромную массу транспортников. Будущего времени до 1 апреля 2014 года снова мало.

Однако два слова о времени прошедшем, зря утраченном.

В письме несогласных в адрес правительства речь о том, что мартовский приказ Минтранса отвел экстремально мало времени на установку тахографов (а кто-то аппарат воспринял как явление из другой реальности, не совместимое с нашей действительностью).

Опять же справедливости ради надо вспомнить протестующим: государственные предписания ездить с тахографами один за другим издавались… аж с 1993 года. Первым было постановление еще Совмина РФ. После — федеральный закон 1995-го, постановление Правительства РФ 1998-го и так далее. Перевозчики их проигнорировали — и это сошло с рук. Сейчас — вряд ли.

Вот и не говорите, что за 20 лет ничего не видели, не слышали. Если бы предписания выполнялись, нынче перевозчики могли бы не суетиться. Так что мотивация к недавним возмущениям слегка надумана, градус протеста завышен.

Подпишитесь на «За рулем» в