Экономика по-русски: по заветам Троцкого

Год назад для импортеров автомобилей ввели новый сбор – утилизационный. Теперь по требованию ВТО его намерены распространить и на российских производителей. К чему это может привести?

Одно из правил ВТО – снизить ввозные пошлины на новые и подержанные автомобили. Сборы с новых должны были сразу упасть на 5% (с 30 до 25%), а через семь лет – до 15%. Снижение касается и коммерческих авто – грузовиков и автобусов. Согласно подписанному еще десять лет назад протоколу, о котором давно забыли, уменьшение в этом секторе более заметное: за три года с 25 до 5% на новые грузовики и с 30 до 10% на авто с пробегом от трех до семи лет. На машины старше семи лет сразу же после вступления в ВТО пошлина опускается с 4,5 евро за 1 см³ объема двигателя до 1 евро.

Это означает неминуемую смерть многих российских заводов. Их нишу готовы занять «китайцы» и сильно пожилые импортные грузовики и автобусы.

Чтобы выкрутиться из неловкой ситуации, забывчивые чиновники Минпромторга выдумали «утилизационный сбор». Его задача – защитить наш рынок и наших производителей и как-то компенсировать потери бюджета, возникающие из-за снижения пошлин.

Это видно по размерам ставок: от 17 тыс. до 700 тыс. руб. для легковушек и от 150 тыс. до 3 млн. руб. для импортируемых грузовиков и автобусов. Отечественные производители от уплаты этих сборов были освобождены – в обмен на обязательство организовать реальную систему утилизации своих старых автомобилей. Некоторые из автопроизводителей – АВТОВАЗ, КамАЗ – действительно начали монтировать на своих мощностях шредерные установки, оборудование по переработке автокомпонентов.

Государство в этом процессе пока не участвовало, хотя утилизационный сбор исправно собирало. По разным прогнозам, эта сумма может составлять 70–120 млрд. руб. в год! Но пока эти средства шли куда-то в бюджет. В нынешнем году, по словам замминистра промышленности А. Рахманова, собирались только подготовить законодательную базу (ЗР, 2013, № 4).

Однако утилизационный сбор, распространяющийся к тому же не на всех, противоречит основному правилу ВТО, требующему обеспечить свободную торговлю. Автопроизводители, не имеющие в России своих производств, обратились с жалобой в ЕС и ВТО: нужно уравнять условия взимания сбора по принципу всеобщей уплаты.

Европейцы отреагировали немедля, и глава правительства РФ подписал постановление, где пообещал, что «Российская Федерация исполнит свои обязанности члена ВТО по уравниванию в правах отечественных производителей и импортеров».

Вскоре в Госдуму поступил проект с поправками к закону «Об отходах производства и потребления», предусматривающий введение всеобщей платы утилизационного сбора на автомобили. Первое чтение прошло быстро и незаметно, без возражений (хотя вопрос касался интересов крупнейших иностранных инвесторов и миллионов жителей страны). По плану поправки должны были вступить в силу с 1 июля этого года. Но до второго чтения в нижней палате дело не дошло.

ЕСЛИ ПОПРАВКИ ВСТУПЯТ В СИЛУ,

то, по мнению их авторов, поступления в бюджет по этой статье возрастут до 200 млрд. руб. в год. Но мы считаем, что они сократятся. Ведь сразу вырастут цены на автомобили, собираемые в России (таковые занимают уже почти 70% рынка). Цена малолитражек с двигателями объемом от 1 до 2 л поднимется на 26 тыс. руб., грузовиков – на 300–800 тысяч.

В условиях, когда рынок и так сильно просел (за пять месяцев этого года – на 4%) и многие производители уже сокращают объемы производства, такое повышение цен – катастрофа.

Нетрудно предугадать реакцию иностранных инвесторов, вложивших сотни миллионов долларов и евро в создание в нашей стране сборочных производств. Сделали они это не из любви к России и ее березкам, а в обмен на обещание (закрепленное в соглашениях с правительством) преференций. То есть конкретной германской компании выгодно собирать автомобили в средней полосе России, а не завозить из Саксонии, потому что именно здесь и сейчас ей гарантированы льготы. А с введением уравниловки они частично ликвидируются.

Ну как можно работать в стране, отказывающейся от обязательств?

СВОЯ РУБАШКА

Тем не менее в своих устремлениях мы не одиноки. Например, Китай, член ВТО с 2001 года, очень активно и без сомнений ведет государственную протекционистскую политику, не боится спорить с США и другими странами, а также с ВТО. Правительство предлагает дешевые кредиты для своих компаний, выделяет субсидии, препятствует проникновению иностранных товаров на национальный рынок, вводит новые национальные стандарты. В конце концов, даже занижает курс юаня!

Уверен, и нам можно и нужно на время забыть о принципах некого абстрактного «свободного рынка». Его в реальности нет, но есть факт: Россия – один из крупнейших мировых рынков сбыта (шестое место в мире по емкости). Мы интересны всем. И в этой ситуации глупо поддаваться на уговоры открыть наш рынок настежь.

Конечно, есть целый ряд государств, которые согласны играть только по правилам. Молдавия, к примеру, свято чтит все заветы ЕС и ВТО. Но там о собственной промышленности и речи нет.

Россия сейчас оказалась в щекотливом положении. Открыто конфликтовать с ЕС и ВТО опасается – может задеть интересы российских экспортеров. Но и выполнять требования не спешит. Постановление подписали, а закон – примем обязательно, только чуть позже. Ни нашим ни вашим.

Так в свое время поступил Лев Троцкий, когда заявил на переговорах о мире с немцами: «Наша позиция – ни мира, ни войны, а армию распустить!». И уехал из Бреста в Москву. Правда, его позиция дорого обошлась России – она потеряла огромную часть своей территории.

NO COMMENTS

Опрошенные представители иностранных компаний отказались комментировать ситуацию для печати. Еще бы, положение неопределенное… Зачем ссориться с правительством РФ? Тем более что им в случае чего обещана некая «компенсация», которая полностью покроет ухудшение условий по соглашениям о промсборке. Правда, механизм предоставления компенсаций до сих пор неясен. И главное, чтобы они не вызвали протеста со стороны Евросоюза, как это было в случае с внезапным введением утилизационных сборов.

Подпишитесь на «За рулем» в