ОТВЕЧАЮТ СПЕЦИАЛИСТЫ АВТОЗАВОДОВ. На ГАЗе.

ОТВЕЧАЮТ СПЕЦИАЛИСТЫ АВТОЗАВОДОВ. На ГАЗе.

КЛУБ АВТОЛЮБИТЕЛЕЙ

/ОТВЕЧАЮТ СПЕЦИАЛИСТЫ АВТОЗАВОДОВ

На ГАЗе:

ЮРИЙ МАКСИМОВ - НАЧАЛЬНИК КБ УКЭР ОАО "ГАЗ";

СЕРГЕЙ БАТЬЯНОВ - ГЛАВНЫЙ КОНСТРУКТОР ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ;

ВЛАДИМИР ЧЕТВЕРИКОВ - ГЛАВНЫЙ КОНСТРУКТОР ГРУЗОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ

Приобрел "Газель" с дизелем ГАЗ-560. Покупкой доволен, смущает только дым из выхлопной трубы при резком нажатии на педаль газа. Пробовал применять присадки для очистки форсунок - не помогло. В чем причина дымления? Не признак ли это неисправности мотора?

Поводов для беспокойства нет. Виновник кратковременного дымления при интенсивном разгоне - скорее всего, система рециркуляции отработавших газов. Давайте разберемся, что это за система и как она работает.

Добиться требуемой чистоты выхлопа, "колдуя" только над рабочим процессом в цилиндрах, дизелистам пока не удается. Попытки снизить дымность или выбросы окиси углерода приводят к росту эмиссии окислов азота NOx и наоборот. Приходится прибегать к помощи дополнительных устройств, например системы рециркуляции отработавших газов (иначе - перепуска).

Казалось бы, парадокс: еще недавно бились за очистку цилиндра, теперь возвращают туда часть выхлопа, смешивая его с чистым воздухом. Чем это объяснить? В присутствии отработавших газов процесс горения протекает чуть медленнее, температура снижается, а вместе с ней резко сокращается и выброс окислов азота. Теперь можно смело применять меры, ведущие к снижению эмиссии СО и твердых частиц, а окислы азота сдерживать, вводя рециркуляцию. Одно только "но": при этом уменьшается не только выброс NOx, но и мощность. Чтобы избежать ее потерь и получить малые (за время условного испытательного цикла) выбросы, перепуск используют только на тех режимах, когда от мотора не требуется максимальной отдачи.

Конструктивно перепуск организован так: выпускной коллектор соединяют трубкой со впуском и устанавливают перепускной клапан. Открывая и закрывая клапан по команде электронного блока управления, удается возвращать часть отработавших газов в цилиндры.

При нормально работающей системе рециркуляции клапан должен быть открыт на холостом ходу (это снижает шум двигателя) и на частичных нагрузках (уменьшаются выбросы окислов азота). На режимах троганья с места, резких ускорений, максимальной мощности и момента - клапан закрывается.

Казалось бы, все хорошо, однако... Клапан работает по принципу "да/нет" - он либо полностью открыт, либо полностью закрыт и, конечно, имеет определенную инерцию срабатывания. При резком нажатии на педаль газа рециркуляция отключается не сразу. Часть отработавших газов продолжает поступать в цилиндры двигателя при работе на полной мощности, что приводит к неполному сгоранию топлива и кратковременному выбросу дыма. Но это не признак неисправности.

Если система рециркуляции в самом деле неисправна, то может увеличиться давление картерных газов, а это в свою очередь вызывает течь масла из-под сальниковых уплотнений, прокладок двигателя, а также появление масла во впускной трубе - из системы вентиляции картера и подшипников турбокомпрессора.

Диагностика рециркуляции требует довольно высокой квалификации и немало времени, а ремонт - замены деталей. Поэтому, когда возникает подозрение, что система рециркуляции работает неправильно, на сервисной станции ее нередко просто отключают. Это решение практически ничем не грозит владельцу автомобиля - измерить содержание окислов азота можно только на специальном стенде с беговыми барабанами. Дымность же выхлопа, которую могут проверить на дороге, с отключенной системой рециркуляции окажется даже меньше, чем с работающим перепуском.

Отметим, что ГАЗ совместно с фирмой "Штайр" продолжает совершенствовать дизель модели 560. Одно из направлений - так называемая пропорционально управляемая рециркуляция отработавших газов. В этом случае клапан будет открываться именно на ту величину, которая обеспечит оптимальную работу двигателя и исключит дымление на переходных режимах.

Допускается ли применение на автомобилях GAZ 3110 и 3102 шин размерностью 205/65R15?

Применение шин размерностью 205/65R15 допускается, но при этом необходимо использовать колеса размером 7Jх15 с вылетом ЕТ - 38 мм.

Наша фирма эксплуатирует грузовой автомобиль ГАЗ с дизелем воздушного охлаждения. Запчасти для мотора найти невозможно. Продолжается ли их выпуск? Где такие детали можно приобрести?

Дизели воздушного охлаждения ГАЗ-542, ГАЗ-544 и ГАЗ-5441 сняты с производства в 1998 году. По вопросу приобретения запасных частей к ним следует обращаться в Производственную фирму "Автозапчасть", тел. (8312) 56-10-12, факс (8312) 53-88-82.

В чугунном корпусе 1 исполнительного механизма находится перепускной клапан 2, соединенный штоком 3 с диафрагмой 4 (позиция 5 на схеме - штуцер вакуумной магистрали). После включения электромагнитного клапана (не показан) в полости А создается разрежение и под действием разности давлений диафрагма передвигает шток с клапаном, направляющим часть отработавших газов во впускную трубу. Для закрытия перепуска достаточно снять напряжение с электромагнитного клапана, который закроет вакуумный канал и откроет воздушный. Диафрагма под воздействием возвратной пружины примет первоначальное положение и закроет доступ отработавших газов в цилиндры двигателя.

Подпишитесь на «За рулем» в