Одетые в броню — журнал За рулем

Одетые в броню

Вспоминаем бронеавтомобили Великой Отечественной.

Утром 18 января 1943 года войска Ленинградского фронта начали наступление на Шлиссельбург, а в авангарде их шли 19 трехосных машин БА-10, атаковавших город с северо-запада и с юга. Пулеметы и 45-миллиметровые пушки подавляли огневые точки противника, расчищая дорогу пехоте. К полудню Шлиссельбург был взят, блокада Ленинграда прорвана...

Уже в тридцатые годы бронеавтомобили считались грозным оружием в армиях того времени. Стальные листы защищали не только от пуль, но и от осколков; скорость колесных машин была выше кавалерийской, а зачастую и танковой, на вооружении стояли пулеметы и орудия. Бронепарк Красной Армии к концу 30-х был довольно разношерстным. Начиная с 1927 года, когда появился первый советский броневик на базе АМО-Ф15, несколько заводов строили легкие и средние машины разных моделей и модификаций. Конструктивно различались они не сильно, поскольку базировались на серийных узлах немногочисленных грузовиков, производимых в СССР.

Корпуса клепали, а позднее сваривали из стали толщиной 4–15 мм. Использовали самое подходящее из серийных трехосное шасси Форд-Тимкен (после начала массового производства в СССР — ГАЗ-ААА). Машины вооружали одним или двумя пулеметами и даже пушками калибра 37 мм, а позднее 45 мм. На некоторые модели ставили башню от танка Т-26. В 1935 году появились пулестойкие, заполненные губчатой резиной шины.

Отдельные броневики, подвергнув относительно несложному переоборудованию, превращали в железнодорожные дрезины. В 1939-м построили даже бронированный... санитарный фургон — БА-22. Созданный на шасси ГАЗ-ААА, он весил более 5 тонн и развивал 40 км/ч.

Советско-японский конфликт 1939 года на Дальнем Востоке и война с Финляндией в 1940-м подтвердили то, что конструкторы и испытатели предвидели заранее. Серийные моторы для тяжелых 2-6-тонных машин были недостаточно мощны — броневики с трудом преодолевали подъемы, а машины с задними ведущими мостами застревали в грязи и снегу. Ленты, надеваемые на задние колеса (так называемые оверолл) для улучшения проходимости, соскакивали при резких маневрах, а порой цеплялись за детали подвески. Но даже при всех этих недостатках броневики все же были боеспособны. Не зря в финской армии до 50-х годов на службе находилось несколько таких трофейных машин.

Перед Великой Отечественной на наших заводах были созданы более совершенные образцы. Для лучшего противостояния пулям и осколкам сконструировали корпуса с большим наклоном листов. На БА-11 мощность двигателя ЗИС с измененной головкой блока удалось поднять до 93 л. с. Дальность хода на одной заправке экспериментального ЗИС-34Д с 96-сильным дизелем (его построили в 1940-м) по сравнению с бензиновым аналогом возросла на треть. Дизель заметно снизил пожароопасность автомобиля. Но производить легкие дизели промышленность была не готова: все силы бросили на танковый мотор В-2.

Настоящие испытания на долю броневиков выпали в 1941-м. Машины западных военных округов первыми встречали немецкие армии. На броневиках ходили в разведку, поддерживали атаки пехоты и кавалерии. Наиболее опытным экипажам удавалось даже подбивать из слабеньких пушек — солдаты звали их «сорокапятками» — легкие немецкие танки. Многое зависело от водителя. Он должен был почти вслепую (обзор в бронемашине не лучше танкового) вывести автомобиль на огневой рубеж, не завязнув в осенней грязи и не угодив под вражеский снаряд.

С началом войны выпуск броневиков свернули. Стальной лист требовался для производства гораздо более грозного оружия — танков, к тому же Ижорский завод, один из основных производителей боевых автомобилей, остался в блокадном Ленинграде.

Водители, как могли, поддерживали оставшиеся бронемашины на ходу. Вот где помогла вынужденная унификация! Снимая с подбитых автомобилей все, что еще могло послужить, шоферы навьючивали запчасти на броню и вновь вели машины в бой.

Армии позарез были нужны легкие, маневренные, экономичные транспортные средства, способные проехать там, где застревали обычные автомобили. Осенью 1941-го в Горьком под руководством В. А. Грачева начали проектировать броневик на прочном и компактном шасси ГАЗ-64. При этом конструкторы внимательно изучили немецкий Kfz 221 на шасси «Хорьх-801». Вышедший на испытания уже 9 января 1942 года наш БА-64 был легче, маневренней, а главное — дешевле в производстве.

Полноприводная машина с короткой базой и клиренсом 235 мм легко преодолевала бездорожье, а на шоссе разгонялась до 80 км/ч. Большой угол наклона броневых листов толщиной 7–15 мм обеспечивал живучесть машины. Впервые на отечественном бронеавтомобиле для водителя в передней стенке поставили танковый зеркальный визир с пуленепробиваемым стеклом. Шофер сидел посредине, а командир, он же стрелок, сзади и выше. БА-64 вооружали пулеметом ДТ (с весны 1944-го крупнокалиберным ДШК). На часть машин монтировали противотанковые ружья ДШКТ калибром 12,7 мм.

Первые серийные БА-64 вступили в бой на Брянском и Воронежском фронтах летом 1942-го. В том же году сделали небольшую партию десантных шестиместных автомобилей без башни. А уже весной 1943-го в Горьком начали выпуск БА-64Б на базе модернизированного ГАЗ-67. Горьковские машины вместе с американскими М3А1, поставляемыми по ленд-лизу, стали основой парка бронеавтомобилей Советской Армии.

...Ранним июльским утром 1944-го несколько наших броневиков и два танка ворвались в латвийский городок Ионишкис. Юркие автомобили, почти не сбавляя скорости, атаковали немецкий гарнизон, который от неожиданности не смог организовать оборону. Проскочив городишко, машины столь же неожиданно влетели в предместье Елгавы и первыми вступили в бой. Подоспевшие части механизированной бригады освободили город...

До наших дней сохранилось немного броневиков времен Великой Отечественной. Старые машины со следами ран на высоких неуклюжих корпусах нынче совсем не выглядят грозными. Но они хорошо помнят, как мчались по дорогам и бездорожью под шквальным огнем вражеской артиллерии, как, теряя водителей и стрелков, пришли к великому дню — 9 мая 1945 года.

БА-27М. Первый советский трехосный бронеавтомобиль строили на шасси «Форд-Тимкен». Масса — 4500 кг; экипаж — четыре человека; вооружение — пушка калибра 37 мм и пулемет — 7,62 мм. Мощность двигателя «Форд» — 40 л. с.; скорость — 50 км/ч.

Ё Производство БА-3 на шасси ГАЗ-ААА начали в 1934-м. Шеститонную машину с корпусом из 8-миллиметровой стали оснащали 50-сильным двигателем. Вооружение — пушка 45 мм и два пулемета.

№ Легкий бронеавтомобиль на шасси легкового ГАЗ-М1 — ФАИ-М (аналог БА-20). Двухместная машина была быстроходной — скорость до 90 км/ч, но пасовала на бездорожье.

В освобождении Шлиссельбурга и прорыве блокады Ленинграда в январе 1943-го участвовали броневики БА-10.

Самый распространенный броневик Великой Отечественной БА-64Б массой 2425 кг оснащали 54-сильным двигателем от ГАЗ-67Б.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Читать комментарии

Самые новые
Загрузка...