Одетые в броню

Вспоминаем бронеавтомобили Великой Отечественной.

Утром 18 января 1943 года войска Ленинградского фронта начали наступление на Шлиссельбург, а в авангарде их шли 19 трехосных машин БА-10, атаковавших город с северо-запада и с юга. Пулеметы и 45-миллиметровые пушки подавляли огневые точки противника, расчищая дорогу пехоте. К полудню Шлиссельбург был взят, блокада Ленинграда прорвана...

Уже в тридцатые годы бронеавтомобили считались грозным оружием в армиях того времени. Стальные листы защищали не только от пуль, но и от осколков; скорость колесных машин была выше кавалерийской, а зачастую и танковой, на вооружении стояли пулеметы и орудия. Бронепарк Красной Армии к концу 30-х был довольно разношерстным. Начиная с 1927 года, когда появился первый советский броневик на базе АМО-Ф15, несколько заводов строили легкие и средние машины разных моделей и модификаций. Конструктивно различались они не сильно, поскольку базировались на серийных узлах немногочисленных грузовиков, производимых в СССР.

Корпуса клепали, а позднее сваривали из стали толщиной 4-15 мм. Использовали самое подходящее из серийных трехосное шасси Форд-Тимкен (после начала массового производства в СССР - ГАЗ-ААА). Машины вооружали одним или двумя пулеметами и даже пушками калибра 37 мм, а позднее 45 мм. На некоторые модели ставили башню от танка Т-26. В 1935 году появились пулестойкие, заполненные губчатой резиной шины.

Отдельные броневики, подвергнув относительно несложному переоборудованию, превращали в железнодорожные дрезины. В 1939-м построили даже бронированный... санитарный фургон - БА-22. Созданный на шасси ГАЗ-ААА, он весил более 5 тонн и развивал 40 км/ч.

Советско-японский конфликт 1939 года на Дальнем Востоке и война с Финляндией в 1940-м подтвердили то, что конструкторы и испытатели предвидели заранее. Серийные моторы для тяжелых 2-6-тонных машин были недостаточно мощны - броневики с трудом преодолевали подъемы, а машины с задними ведущими мостами застревали в грязи и снегу. Ленты, надеваемые на задние колеса (так называемые оверолл) для улучшения проходимости, соскакивали при резких маневрах, а порой цеплялись за детали подвески. Но даже при всех этих недостатках броневики все же были боеспособны. Не зря в финской армии до 50-х годов на службе находилось несколько таких трофейных машин.

Подпишитесь на «За рулем» в