Nissan autonomous drive

Что компания «Ниссан» готовит для нас в ближайшем будущем? Место действия – Ирвайн, Калифорния.

– А что будет, если автомобиль так и не найдет свободного места в паркинге?

– Он покрутится по нему минут сорок, а затем вернется на исходное место, где его покинул хозяин, и сообщит ему на смартфон, что тот должен срочно вернуться.

Бредовый разговор? Несколько лет назад я так и подумал бы, но сейчас воочию наблюдаю, как из электрического хэтчбека «Ниссан-Лиф» вышел водитель, а машина сама поехала искать место. Одна! Без единой души в салоне.

Ее это не сильно напрягло. «Лиф» медленно крался между рядами машин, «увидел», как одна из них выезжает, подождал, пока место освободится, и занял облюбованную ячейку. Потом по команде с хозяйского смартфона так же самостоятельно вырулил и поехал на место встречи, определив местонахождение владельца по GPS-координатам. Но это был лишь эффектный финал моей встречи с ниссановской системой «аутономус драйв».

НЕТ ЧЕЛОВЕКА – НЕТ ПРОБЛЕМЫ

Еще в павильоне, в котором зачитывали речи и проводили презентации, я приметил небольшую овальную трассу, где перемещались, старательно не задевая друг друга, маленькие, похожие на пингвинчиков роботы. Они были полностью самостоятельны – однако их перемещения не создавали хаоса: каждый шел своим путем и при этом не чинил препятствий другим.

Роботы «Эпоро» демонстрируют концепцию автономного вождения в миниатюре.

В этом подходе и заключается смысл автоматического вождения по версии компании «Ниссан»: исключить возможность аварий благодаря умной, принимающей самостоятельные решения машине. Ее обещают выпустить на рынок уже через семь лет, причем за вполне адекватную цену. Хотя сейчас за набор автоматического вождения пришлось бы отдать примерно 150 тысяч долларов к цене стандартной машины. Хорошо, что есть время для снижения издержек.

Признаюсь, до сего момента я воспринимал разнообразные опыты с автоматически управляемыми машинами лишь как решение своеобразной задачи-максимум, в которой предельное устранение человека от управления все же не исключает его роли центрального звена в связке автомобиль – дорога. Но в «Ниссане» готовы полностью отказаться от человека в данной цепочке. Постойте, а как же удовольствие от вождения и все такое? Зачем мне робот за рулем?

– Автоматизация управления – идеальный путь для придания мобильности тем, кто до сего момента в силу физических недостатков не мог самостоятельно водить автомобиль, – говорит Карла Баила, президент североамериканского техцентра «Ниссан». – К примеру, в Неваде очень большой процент пожилых людей, которые уже не могут водить машину по медицинским показаниям. А в США отсутствие автомобиля резко ограничивает социальную включенность. Самостоятельно передвигающийся автомобиль-робот – оптимальное решение проблемы.

А ведь верно. Как снизится нагрузка на социальные службы, когда престарелые люди (сюда же добавим инвалидов, слепых, даже тех, кто неравнодушен к алкоголю) перестанут зависеть от них хотя бы в вопросах транспортировки! Достаточно спуститься в гараж, задать автомобилю цель – и он сам повезет седока в нужном направлении.

При этом, когда автомобиль всё видит вокруг и самостоятельно принимает решения, а его окружают такие же умные транспортные средства, которым неведомы рассеянность, эмоции или усталость, – вероятность аварий стремится к нулю. Сравните с нынешней статистикой: к примеру, в США из ежегодных 6 миллионов ДТП 93% происходит из-за невнимательности водителей.

– Когда автоматизация управления позволит исключить саму вероятность аварий, мы сможем отказаться от подушек безопасности, прочных брусьев в дверях, – продолжает Карла, – от всего, что называется пассивной безопасностью. Автомобили станут легче, дешевле.

93% аварий в США происходит из-за невнимательности.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ЖИЗНЬ

Я был в числе первых, кому «Ниссан» показал электромобиль «Лиф», приспособленный к полностью самостоятельному передвижению. Он оснащен радарами, лазерными дальномерами, камерами по кругу и массой исполнительной электроники, приводящей органы управления.

Только черные прямоугольники по периметру машины, скрывающие лазерные дальномеры, отличают «Лиф»-робот от обычного. Водитель за рулем – лишь для подстраховки.

Единственное отличие в салоне – на центральной консоли пара планшетов для отображения дорожных знаков, отслеживания препятствий на пути и прочих вещей, относящихся к безопасности движения. Как сказали знающие люди, это, считай, совсем ничего по сравнению с другими экспериментальными системами автоуправления, заполняющими салон машины компьютерами, промежуточными серверами и тому подобным.

Пока возможности ниссановской системы не в полной мере соответствуют условиям городского движения: электроника еще не в состоянии переварить массу обрушивающейся на нее информации. Но за городом и на автобанах ее поведение впечатляет. Правда, мы катались не по общественным дорогам, а по полигону. «Лиф» без всякой помощи человека пропустил нагонявшую сзади машину при имитации выезда на хайвей. Затем перестроился в нужный ряд, при этом поморгал поворотником. Обогнал тихохода. Держался на безопасном расстоянии от отбойников в узком промежутке, где якобы велись ремонтные работы. Остановился на красный свет, поехал – на зеленый. Не скажу, что он делал некоторые вещи неуверенно – скорее замедленно, по-стариковски. Сотни, а может, тысячи раз сопоставив и переварив информацию от всех своих «органов чувств». Но медлил лишь до момента, когда на капот едва не прыгнул манекен: тут «Лиф» настолько эффектно выполнил переставку, уходя от столкновения, что я больше не сомневался в его способности мобилизоваться в опасной ситуации.

Итак, к 2020 году не только «Ниссан», но и другие фирмы (скажем, «Мерседес-Бенц») обещают нам серийный автомобиль, способный передвигаться без участия водителя. Но как это будет выглядеть в реальности? Неужели через семь лет я просто выйду из дома, сяду на заднее сиденье и скажу: езжай туда-то?

Боюсь, так легко не выйдет. Предстоит непростой путь легализации автоматических транспортных средств. Скорее всего, вначале им разрешат самостоятельно двигаться только в определенных зонах. Потом могут ввести отдельные полосы на общественных трассах. И так далее.

Проблема в том, что автоматам придется перемещаться в потоке рядом с обычными водителями, не всегда адекватными. И пока нет уверенности, что электроника не растеряется, скажем, среди беспрестанно перестраивающихся машин.

Будет легче, если сегодняшние автомобили дооборудовать хотя бы передающими системами, предупреждающими автороботов о своих намерениях. Но мы все равно ждем 2020-й – первый год, когда серийный автомобиль поедет по дороге без участия человека.

Подпишитесь на «За рулем» в