Изготавливать номера придется самостоятельно

Регистрационные знаки станут собственностью автомобилиста, а изготавливать их придется самостоятельно. При этом водители смогут официально приобретать «красивые» номерные комбинации. Соответствующий законопроект был принят сегодня Госдумой в первом чтении.

ГИБДД поделится полномочиями

Как заявил «За рулем.РФ» председатель комитета Государственной думы по транспорту Евгений Москвичев, законопроект призван привести к единому знаменателю разрозненные нормативно-правовые акты в сфере регистрации транспортных средств. Кроме того, он создаст правовые механизмы для реализации нововведений, которые давно уже согласованы.

«Сегодня этот вопрос (регистрация ТС. — Прим. ред.) урегулирован на уровне приказа МВД. В то время как в Федеральном законе «О безопасности дорожного движения» указано, что должен быть самостоятельный Федеральный закон «О регистрации транспортных средств в РФ», — подчеркнул председатель комитета ГД по транспорту.

По его словам, документ установит единые требования для допуска транспортных средств к участию в дорожном движении: сроки регистрации, ее прекращение или основания для отказа, а также определит ответственность сторон.

Что же касается нововведений, пожалуй, самое значимое из них – делегирование части полномочий ГИБДД юридическим лицам. Автосалоны смогут проверять подлинность регистрационных данных, а также представлять интересы покупателя в ГАИ. Законопроект предусматривает создание единого государственного реестра организаций, контролировать работу которых будет МВД.

По словам заместителя начальника Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения (ГУ ОБДД) Владимира Кузина, сегодня такой работой могут заниматься только инспекторы, что существенно загружает отделы дорожной полиции: «Когда говорят, что автосалоны будут выдавать номера – это неправильная формулировка, — пояснил он в беседе с «За рулем.РФ». — Они и сейчас могут способствовать в этом, обращаясь в ГИБДД с доверенностью от покупателя. Новшество в том, что юридические лица получат право самостоятельно проводить проверку подлинности идентификационных знаков автомобиля».

Конечно, это в значительной степени разгрузит подразделения, но необходимо ввести строгую ответственность для салонов. Проверки их деятельности должны быть регулярными, подчеркнул генерал-майор.

Однако, по мнению президента Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктора Травина, в действительности разгрузить ГИБДД сможет только полное отчуждение этой функции. «Автосалоны будут заниматься новыми машинами, ведь у них нет доступа к полицейским базам. А это не более одной пятой рынка, — считает юрист. — Функцию регистрации нужно отобрать у полиции и возложить на Минтранс. Не должна ГИБДД заниматься ни регистрацией, ни приемом экзаменов. Это так же нелепо, как если бы налоговая инспекция занималась регистрацией предприятий».

Номер станет частной собственностью

Еще одно грядущее новшество – отказ от централизованного государственного выпуска номерных знаков. ГАИ станет лишь присваивать автомобилю определенное сочетание букв и цифр, а непосредственное изготовление табличек будет возложено на собственника транспортного средства.

«Первый шаг к этому сделан в новом регламенте, который вступил в силу 15 октября, – рассказал Владимир Кузин. — Теперь автомобилист может заказывать дубликаты номеров. Но в дальнейшем мы хотим полностью переложить на его плечи изготовление табличек. Это избавит ГИБДД от необходимости владеть печатными станками, выделять помещения для хранения номеров и прочей ненужной логистики».

Этот шаг также должен помочь разрешить некоторые правовые коллизии. Например, сейчас, если у автомобилиста украли номера, сложно доказать, что потерпевшему был причинен какой-то ущерб. «Дело в том, что автомобилист не покупает номера у государства, – пояснил «За рулем.РФ» председатель московского областного Комитета по защите прав автомобилистов Алексей Дозоров. – Он платит госпошлину за процедуру регистрации. Получается, что номера – спецдокумент, вроде паспорта, который принадлежит государству, но не гражданину».

Эксперт отметил, что предложенное решение — логичное и учитывает мировой опыт: «Предлагается совершенно правильное решение, учитывающее принятую в западных странах практику. Если номер куплен владельцем машины, он является его частной собственностью, и доказать злой умысел в случае кражи просто».

«Красивые» номера уйдут с молотка

Несмотря на то, что ГАИ будет распоряжаться номерами только на бумаге, «виртуальные» цифро-буквенные комбинации смогут принести казне определенный доход. Законопроект, наконец-то, легализует продажу так называемых «красивых номеров». Такой порядок действует, к примеру, в соседней Грузии. «Постановление правительства от 2010 года подготовило для этого почву. Нам осталось только реализовать правовой механизм. Незанятые номера будут выставлены на аукцион», — заявил замначальника ГУ ОБДД.

Аукционная продажа номеров не только пополнит бюджет, но также будет способствовать борьбе с коррупцией в ГИБДД – торговлю «красивыми» номерами из-под полы безуспешно пытались пресечь в течение многих лет.

Последний такой скандал разразился осенью этого года, когда в оборот пошла новая серия номеров с кодом региона 777. Несмотря на уверения полицейских, что номера распределяются посредством обезличенной электронной очереди, автомобилисты все же заподозрили, что самые «звучные» сочетания выдаются «по блату». Социальные сети пестрели фотографиями дорогих автомобилей с номерами «ААА» или «111».

«Совершенно непонятно, почему дело так затянули, — недоумевает глава «Синих ведерок» Петр Шкуматов. – Тем более что номерной аукцион «благословил» Владимир Путин еще в бытность свою премьером в 2010 году. Ничего предосудительного нет в том, что человек хочет купить себе «статусный» или просто «счастливый» номер. Но деньги от этого должны идти в бюджет, а не на домик в деревне очередному полицейскому генералу».

Наконец, законопроект предусматривает создание единой базы всех автомобилей, зарегистрированных на территории России. По замыслу законотворцев, это должно максимально исключить из оборота машины с криминальным прошлым. Напомним, что проект закона «О регистрации транспортных средств» был внесен на рассмотрение нижней палаты парламента сенаторами Совета Федерации Михаилом Капурой и Владимиром Федоровым еще в 2011 году – и неоднократно подвергался изменениям.

Подпишитесь на «За рулем» в