Лишиться прав можно будет не садясь за руль

В скором времени прав будут лишать не только злостных нарушителей ПДД, но и тех, кто не садился за руль. Министерство юстиции разработало законопроект, расширяющий полномочия судебных приставов. Он подразумевает временное изъятие водительских удостоверений у злостных неплательщиков алиментов. Законотворцы указывают на положительный международный опыт подобной практики. Однако правозащитники уверены, что в российских условиях она окажется неэффективной и коррупционной.

«Это просто попытка оседлать модную в последнее время тенденцию репрессирования автомобилистов, — заявил «За рулем.РФ» президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин. – Окажется ли она эффективной? Нет, конечно. Служба судебных приставов – военизированное формирование, имеющее право вламываться по ночам в квартиры и арестовывать имущество. Или закрывать выезд за рубеж. Обладая полномочиями, от которых оторопь берет, они все равно не способны эффективно работать. Еще большее раздувание этих полномочий не решит проблемы».

Проехал на красный – ребенка в детдом?

Кроме того, законопроект размывает правовое поле, создавая условия для роста коррупции, отмечает эксперт. «Какое отношение алименты имеют к водительским правам? Почему бы тогда симметрично не лишать родительских прав за нарушения ПДД? Проехал на красный – ребенка в детдом», — задается вопросами Травин.

Отметим, что первая попытка увязать водительское удостоверение и алименты была предпринята в 2012 году. Ее инициатор, заместитель председателя комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Ольга Баталина, объясняла логику решения тем, что большинство водителей – мужчины. По ее словам, угроза остаться без прав является действенной болевой точкой для отцов семейств. Ведь за рубеж ездят немногие, а машина есть практически в каждой семье.

В конце прошлого года инициативу Баталиной поддержал главный судебный пристав России Артур Парфенчиков. Он отметил, что подобная практика давно применяется за рубежом: в США, Великобритании, Польше и Канаде. А в Белоруссии, где такое положение действует с 2011 года, количество неплательщиков снизилось на 41%. «В будущем эффективной мерой могло бы стать ограничение таких должников в специальных правах, в том числе праве управления транспортным средством, — заявил он. — Наделение судебных приставов данными полномочиями могло бы стать действенным способом мотивации должников».

В настоящее время законопроект Баталиной находится на доработке, а инициативе Минюста, прежде чем попасть на рассмотрение Госдумы, потребуется резолюция профильного комитета. Но несмотря на то, что оба законопроекта содержат правовые противоречия, они могут быть приняты, считает бывший депутат ГД, председатель Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин.

Под одну гребенку

«Конечно, серьезной юридической экспертизы они не выдержат, — заявил Похмелкин «За рулем.РФ». – Лишение водительского удостоверения – это специальное наказание, предусмотренное за правонарушения в правовой сфере ПДД. Очевидно, что перенос этого наказания на другие области права юридически абсурден. Не все же неплательщики являются автомобилистами. Значит, не у всех можно изъять права. Получается, что неплательщики-автомобилисты дополнительно наказываются в сравнении с просто неплательщиками. А это противоречит Конституции».

Есть вероятность, что законопроекты забракует администрация президента или Верховный суд, но рассчитывать на это не стоит, продолжает эксперт. «К сожалению, нет никаких гарантий, что у нас возобладает правовой подход. Тем более что эта идея давно и активно лоббируется службой судебных приставов», — подчеркнул Похмелкин.

Проблема взыскания алиментов в России стоит действительно остро – на сегодняшний день в стране насчитывается более трех миллионов неполных семей. Причем в 93% случаев несовершеннолетние дети проживают с матерью. По данным ФССП на 1 декабря 2013 года, в производстве находится более 340 тыс. дел по неуплате алиментов. Как отмечает ведомство, к числу распространенных нарушений относится сокрытие места пребывания и маскировка фактических доходов.

Подпишитесь на «За рулем» в