Чем посыпать дороги зимой? — журнал За рулем

Как сделать зимние дороги безопасными?

В Андорре завершился Всемирный дорожный конгресс по зимним дорогам. Это мероприятие впервые проходит на Пиренейском полуострове и является крупнейшим событием подобного рода за всю историю страны. На него съехались десятки представителей разных стран, ученых, дорожников, экологов, в том числе из России. Более сотни участников искали ответ на один вопрос: как сделать зимние дороги безопасными?

YAKU1602

YAKU1602

В последние несколько лет этот вопрос стоит особенно остро. Причин тому несколько. Первая — изменение климата. Зимы стали намного суровее, температура воздуха ниже, а снегопады обильнее. Так, во Франции в 2009–2010 годах гололед вызвал перебои с продуктами питания по всей стране, а в Германии в 2012-м из-за небывало низких для тех мест температур потрескались автобаны. Прошлой и нынешней зимой США были вынуждены вводить режим ЧС, потому что при таких погодных условиях привычные методы уборки дорог не работали.

Во всем мире основным средством для борьбы с гололедом целые десятилетия являлась соль — хлорид натрия — самое дешевое вещество, способное плавить лед. Пытаясь очистить с помощью хлорида натрия дороги в сильные морозы, страны Европы значительно увеличили ее потребление. К примеру, на территорию Франции в 675 тыс. кв. м каждую зиму высыпается по 2 млн тонн соли. В то же время в России при площади в 25 раз большей используется, по данным Федерального дорожного агентства, всего 5,5 млн тонн различных противогололедных материалов.

IMG_4205

IMG_4205
Японцы рассказывают о системе уборки дорог: уборка снега — общественное занятие. Все выходят с лопатами на улицу. Фото: Анна Шестаченко

Вместе с тем увеличение расхода соли в Европе не привело к положительным результатам. Хлорид натрия не способен плавить лед при температуре ниже —12 0С. Кроме того, от него остаются белые разводы на обуви, а почва при чрезмерном его использовании теряет свои плодородные свойства. Все это заставило европейских ученых искать новые сочетания различных веществ, которые были бы более эффективны и меньше влияли на окружающую среду.

«Мы исследовали хлориды натрия и кальция, а также формиаты и глицерины, — говорит Стефани Пуазонье, эксперт французской региональной лаборатории мостов и дорог города Нанси. — В результате исследований было выявлено, что наиболее безопасными для металла являются противогололедные вещества на основе формиатов. И даже незначительное добавление их в состав реагентов снижает коррозионную активность к металлу». Такие реагенты используют в аэропортах Франции, но из-за их высокой стоимости более широкое применение они пока не получили.

246–4614_IMG

246-4614_IMG

Австрийские ученые пришли к выводу, что целесообразно использовать комбинацию хлоридов натрия и кальция. Вместе они плавят больше снега и льда, а также при более низких температурах — до —30 0С. «Для того, чтобы справиться со снегопадами, мы рекомендуем метод превентивной обработки дорожного полотна, — говорит Петер Натз, профессор Венского института технологий и транспорта. — За 2 часа перед снегопадами австрийские дорожные службы в зависимости от температуры либо поливают, либо рассыпают смесь хлоридов натрия и кальция, что позволяет выпавшему снегу тут же плавиться. Если осадков много, то в течение снегопада мы поддерживаем концентрацию рассола на дороге, добавляя до 40 г реагента на квадратный метр. После снегопада уборочная техника чистит дороги. И после этого вновь наносится реагент. Такая методика позволяет легко справляться с наледью и предотвращать гололед».

Кроме того, ученые из Венского института опытным путем доказали, что наиболее оптимальным является размер гранул реагента от 2 до 5 мм. Частицы такой крупности «проваливаются» внутрь льда и образуют рассол под накатом, что позволяет легко убрать его с дороги. А вот мелкая соль плавит наледь на поверхности. Получившаяся вода еще больше увеличивает коэффициент скольжения. Подобным негативным свойством обладают и жидкие реагенты. Поэтому их австрийские ученые рекомендуют использовать исключительно для превентивной обработки на сухой дороге. Если же накат уже есть либо температура воздуха ниже —10 0С, намного эффективней использовать либо сухие, либо смоченные рассолом твердые многокомпонентные реагенты. К такому же мнению пришли ученые Франции, Швейцарии и Италии.

LZ4W2135

LZ4W2135

Пока европейские страны только планируют переходить на многокомпонентные реагенты, в Москве подобные противогололедные материалы (ПГМ) используются уже третий год. Разработанная технология зимнего содержания дорог и тротуаров с применением ПГМ на основе хлоридов натрия и кальция с добавлением биофильных элементов и формиата позволяет оперативно справляться с любыми погодными условиями и снижать экологическую нагрузку. В результате крупнейший мегаполис не остановился ни в один даже самый суровый снегопад, число аварий на дорогах зимой, несмотря на увеличение количества автомобилей, снижается, засоленность почв уменьшилась вдвое, а за два года использования противогололедного материала на основе формиата и мраморной крошки на тротуарах травматизм пешеходов в столице сократился в 2,5 раза. Такими успехами пока не может похвастать ни одна европейская столица.

Анна Шестаченко, PR-менеджер Уральского завода противогололедных реагентов

Фото: За рулем
 7630
Оцените материал
0:0
Загрузка...