Кузовному ателье Bertone - 90 лет. Королевство высокой моды

Кузовному ателье Bertone - 90 лет. Королевство высокой моды

Он стоял с бокалом шампанского в окружении десятков телеоператоров и фотографов, а те, завороженные улыбкой великого автомобильного кутюрье, на мгновение даже забыли, что надо нажимать на кнопки - все почувствовали: это, может быть, последний выход живой легенды на публику...

Осенью 1912-го Джованни Бертоне приехал в Турин, зарегистрировал собственную фирму и, наняв трех рабочих, стал строить конные экипажи. (Их тогда даже на улицах одного из самых промышленных городов Италии было большинство.)

Предприятие работало успешно, семья молодого предпринимателя росла. В 1914-м родился второй ребенок - сын Джузеппе, получивший вскоре прозвище Нуччо. Через пять лет мастерская переехала в более просторное помещение на виа Монжиневро, 20. А еще через год, в 1921-м, "Кароззерия Бертоне" построила свой первый автомобильный кузов - элегантный "торпедо" на шасси СПА-23S. Изящные, тщательно сработанные кузова быстро получили признание состоятельных клиентов. Бертоне стал одевать шасси известных итальянских марок, и в их числе - ФИАТ и "Лянчу".

Нуччо, который обосновался в мастерской возле отца чуть ли не с пеленок, лет с двенадцати стал уже всерьез вникать в тонкости кузовного ремесла. В 19 лет он оставил экономический факультет туринского университета и начал продавать машины с отцовскими кузовами. У молодого Бертоне явно обозначилась коммерческая жилка, да и университетские знания пригодились, но куда больше его тянуло рисовать автомобили. Через пару лет он стал, по сути, главным дизайнером фирмы. Нуччо быстро понял: на эксклюзивных заказах не проживешь, для экспериментов нужны средства, а залог финансовой стабильности - производство, пусть даже мелкосерийное.

Все эти идеи удалось реализовать еще в годы войны. Фирма строила кузова армейских и санитарных машин, не оставляя при этом высокую моду и готовя планы на будущее. В 1943-м для известного журналиста и гонщика-любителя Джованни Чернуши был построен эффектный кабриолет на укороченном шасси ФИАТ-2800.

После войны Нуччо возглавил компанию и вместе с начинающим дизайнером Витторио Станьюлини принялся за новые люксовые и спортивные кузова. Вдвоем они спроектировали изящное спортивное купе и гоночную машину на шасси доступного ФИАТ-1100, показав, что и недорогой автомобиль можно изменить почти до неузнаваемости, если облечь в "костюм", скроенный истинными профессионалами.

Итальянскую марку узнали и за океаном. Чикагский миллионер Арнольт, умело используя появившуюся тогда в Америке моду на итальянские кузова, небезуспешно продавал купе и родстеры работы "Бертоне" на шасси британских MG и "Бристоль". Но настоящий коммерческий успех пришел после Туринского мотор-шоу-1954, где выставили прототип спортивного купе "Альфа-Ромео Джульетта Спринт". Машина понравилась шефам "Альфа-Ромео", и вскоре выпуск "джульетт" организовали на новом заводе "Бертоне" в Грульяско. Первоначально планировали сделать всего-то 500 автомобилей, но успех модели превзошел все ожидания: за 12 лет из ворот предприятия вышло около 40 тысяч спортивных купе.

Серийные автомобили и заказы именитых фирм давали возможность не оставлять и высокое искусство. В 1953-1955 гг. было построено три прототипа ВАТ ("Берлинетта Аэродинамика Текника" - дословно "техника аэродинамического купе"). Проект доводил до ума Франко Скальоне - новая восходящая звезда итальянского дизайна.

Наряду с талантом дизайнера и незаурядными организаторскими способностями, маэстро Бертоне обладал несомненным даром находить и притягивать к себе таланты. Именно у него работал тогда еще никому не известный Джорджетто Джуджаро - автор знаменитых "Изо-Грифо" и "ФИАТ-Дино купе", а позднее - основатель ателье "Итал Дизайн". В 1965-м к маэстро пришел Марчелло Гандини, создавший звезду выставки "Экспо-67" - "Альфа-Ромео Монреаль", а также авангардные, смелостью линий поразившие даже матерых дизайнеров, "Ламборгини-Каунтач" и "Марцал" (последняя заняла место в знаменитой коллекции князя Монако Ренье). А еще - героиню раллийных трасс 70-х "Лянчу-Стратос HF" и уже названную здесь "Ламборгини-Миура", на целое десятилетие задавшую стиль спортивных автомобилей.

Талантливые дизайнеры, выросшие в "Бертоне", дали повод к разговорам, что сам маэстро был лишь удачливым менеджером, ловко использующим молодые дарования. Против этого неоднократно выступали сами "птенцы гнезда бертонева", особенно Гандини - он подчеркивал, что Нуччо, как минимум, всегда делал первые наброски будущих шедевров. Кстати, знаменитую "Каризму", построенную на узлах "Порше", Бертоне представил публике в 1994-м, когда самые одаренные его ученики уже не работали с ним.

Список только серийных машин, кузова которых спроектировали в прославленном туринском ателье, занял бы целую страницу. Среди них - " Фольксваген Поло", "ситроены" ХМ и "Ксантия", " Дэу Эсперо", "Шкода-Фаворит"... В последние годы жизни маэстро, благодаря долгосрочным контрактам с ФИАТом и "Опелем" на производство кабриолетов, еще больше укрепил финансовый фундамент компании. На "Бертоне" внедрили автоматизированную систему проектирования, что позволило значительно ускорить создание новых кузовов.

Однако, делая более двух десятков (!) моделей в год (не считая макетов и проектов дизайна интерьеров), ателье не стало "штамповать" безликие, похожие друг на друга автомобили. Каждая модель по-прежнему имела неповторимое лицо, с чертами, как впрочем и несколько десятилетий назад, фирменного стиля Бертоне. А это лаконичность без намека на вычурность, запоминающийся, притягательный образ, созданный выразительными скупыми "мазками".

В 1994-м "Бертоне" вновь удивила мир. На сей раз - рекордным электромобилем ZER ("Зеро Эмишен Рекорд" - нулевой выхлоп) с потрясающей аэродинамикой: Сх=0,11! Машина, воспоминание о рекордном "Абарте" 1956 года, тоже одетом "Бертоне", достигла скорости 303,977 км/ч и прошла за час почти 200 км.

...Женевский автосалон 1996-го действительно стал для Нуччо Бертоне последним. Маэстро скончался 26 февраля 1997-го, оставив дочерям четыре преуспевающие компании, в том числе завод, производящий 70 тысяч автомобилей в год, и... главную фамильную драгоценность - прославленное имя короля высокой моды.

Подпишитесь на «За рулем» в