Дело нескольких минут

ДЕЛО НЕСКОЛЬКИХ МИНУТ

КЛУБ "АВТОЛЮБИТЕЛЬ"

Семинар

ДЛЯ "ЧАЙНИКА" И НЕ ТОЛЬКО

ДЕЛО НЕСКОЛЬКИХ МИНУТ

АНТОН ЧУЙКИН.

ФОТО: ГЕОРГИЙ САДКОВ

Колесо мы пробили очень не вовремя (а бывает иначе?) - торопились по всеми забытой грунтовке попасть к Волгодонску. На тракторных следах и мягкой пыли не сразу почувствовали, что машину затрясло сильнее. В общем, когда спохватились, было уже поздно - на заднем левом диске зажеванная шина даже "разбортовалась". Под замену колеса затеяли съемку жизненной ситуации: "Секунду, - кричал фотограф, - подержите колесо вот так! Стой, не лезь пока с запаской! Теперь покажи пробоину... да не пальцем!" Исправно щелкала "Минольта", работа спорилась: через 10 минут мы уже убирали искалеченное колесо и домкрат в багажник. И тут раздался унылый голос: "Мужики, надо бы это, дублик! Я пленку зарядить забыл..." Фотохудожники, они такие, как бы это помягче...

Ну, что ж, повторяем все еще раз - в другое время и в другом месте, адресуя этот фоторепортаж в первую очередь новичкам. "Чайнику" вовсе не обязательно голосовать, взывая к помощи асов. Пусть фраза "ну уж колесо-то я заменить сумею" станет и вашей!

По моим наблюдениям, чаще пробивают задние колеса; на этот счет существует специальная теория. Главное: спущенное заднее колесо не столь опасно влияет на поведение автомобиля, как переднее, поэтому прокол труднее диагностировать на ходу. Вас должны насторожить: "дробный" шум, небольшой увод в сторону, ухудшившийся накат. Переднее же колесо сразу даст о себе знать рывком в сторону. Ни в коем случае не останавливайтесь посреди дороги, это крайне опасно! Лишние несколько метров до обочины (тротуара, "кармана" и т. п.) пробитому колесу не повредят.

1. По возможности выбирайте для ремонта площадку с твердым надежным покрытием. Если нужно, включаем "аварийку", ставим треугольник (пп. 7.1, 7.2, 19.3 ПДД). Теперь надо подложить упоры под колеса - вряд ли вы возите с собой специальные башмаки, поэтому вперед, на поиски камней или кирпичей. При подъеме домкратом автомобиль может немного сместиться, и чтобы его надежно удержать, включенной передачи и ручника часто недостаточно. Вы, кстати, не забыли его затянуть? И запереть двери? Воришки могут поживиться в салоне, пока вы заняты.

2. Не поднимая машину, ослабляем или, как говорят, срываем колесные гайки или болты: достаточно одного оборота. Что, силенок не хватает? Штатный баллонный ключ можно чем-нибудь удлинить или аккуратно, не перекашивая инструмент, надавить ногой, всем весом. Способ неизящный, но зачастую самый удобный... Громкий скрип известит, что гайка "пошла".

3. Для домкрата у каждой машины есть специальные площадки или упоры. Бывает, их нужно прочистить, как кронштейны в "Жигулях", чтобы домкрат встал как надо. Учтите: при работе некоторые домкраты меняют положение, наклоняются к кузову, поэтому заранее ставьте агрегат так, чтобы не повредить краску машины! Если под пятой мягкий грунт, снег или другое ненадежное покрытие, подкладываем доску (не приметили ее, пока ходили за кирпичиками?). Пока автомобиль на домкрате, его лишний раз лучше не беспокоить, за руль не садиться и кузов не качать. Мы "всего лишь" сняли автомобиль с передачи, и он поехал...

4. Отворачиваем болты, снимаем раненое колесо... Меняя переднее, бывалые автомобилисты не упустят возможности оценить износ тормозных колодок; но если с машиной надо что-либо делать, то вместо домкрата ставят хорошую опору-козелок.

5. Ставим запаску, прихватываем ее болтами. Отверстия в диске выполнены "на конус", как и болты, - следите, чтобы крепеж встал на свое место, центрируя колесо. Для этого на вывешенном колесе болты заворачиваем понемногу, в несколько этапов, чтобы диск плотно прижался к ступице. Опускаем машину и окончательно затягиваем крепеж, когда колесо встало на земную твердь. Болты лучше подтягивать крест-накрест (или через один).

6. Не забудьте проверить давление и подкачать запаску - как правило, лежа без дела в багажнике, она теряет несколько десятых "атмосферы". А пробитое колесо не торопитесь убирать далеко, в штатную нишу - оно, во-первых, грязное, а во-вторых, скоро опять понадобится. Счастливой дороги... до ближайшей мастерской шиномонтажа!

Подпишитесь на «За рулем» в