Байкеры требуют равенства

С открытием очередного мотосезона российские байкеры возобновили борьбу за свои права. На встрече представителей мотоклубов и общественных организаций с руководством ГИБДД был представлен целый пакет инициатив в поддержку мотодвижения – от увеличения разрешенной скорости до отмены пошлин на экипировку.

Тяжелая доля автомобилис­тов в Москве является предметом постоянных пересудов. Не менее яростно, особенно в последнее время, оберегаются права пешеходов. Даже велосипеды в городе признали видом транспорта и любителей крутить педали начали обеспечивать всевозможными преференциями. А вот от мотоциклистов мы давненько ничего нового не слышали. Последнее, чего добивались владельцы двухколесных «железных коней», – разрешения выезжать на выделенные полосы, да и то безуспешно. Как оказалось, байкеры просто готовили свой список жалоб и предложений, которые на встрече в Общественной палате РФ озвучили представители крупнейших российских мотоклубов.

Обе стороны прежде всего обеспокоены проблемами безопасности. По статистике, представленной Госавтоинспекцией, каждый год в России погибают более тысячи мотоциклистов, еще около 10 тысяч получают серьезные травмы. Если ГИБДД видит единственную возможность снизить эти показатели запретительными мерами, то байкеры уверены, что решение проблем кроется в обратном.

Скорость

Сейчас максимальная разрешенная скорость движения по автомагистралям для мотоциклистов составляет 90 км/ч, при этом для автомобилистов на многих трассах ограничение – 100 или даже 110 км/ч. По мнению координатора движения «Мотограждане» Павла Соскова, такое различие в скоростных режимах повышает риск ДТП, так как мотоциклисты не могут поддерживать среднюю скорость потока. «В каждом учебнике по дорожной стратегии для мотоциклистов можно найти правило о том, что езда со скоростью потока или чуть быстрее наименее аварийноопасна», – отметил Сосков. В связи с этим эксперт предложил отменить ограничение и уравнять автомобиль и мотоцикл в скорости. Замглавы ГИБДД России Владимир Кузин, в свою очередь, заверил мотоактивистов, что предложение будет проанализировано ведомством. Однако шансов на успех мало, так как по статистике именно нарушение скоростного режима чаще всего становится причиной ДТП с участием мотоциклистов, а поднятая планка может привести к тому, что байкеры начнут превышать еще больше.

Экипировка

Главной причиной того, что аварии с мотоциклами заканчиваются летальным исходом, Госавтоинспекция считает нежелание байкеров пользоваться шлемами и другой защитной экипировкой. В прошлом году из всех погибших мотоциклистов 40% не имели шлемов. Сами байкеры связывают эту проб­лему с тем, что у нас в стране защитная амуниция не производится, поэтому приобрести ее стоит очень больших денег. Один только шлем обойдется в среднем в 15 000 рублей, а если прибавить к этому так называемую черепаху для защиты корпуса и рук и наколенники, то обмундирование по стоимости будет сопоставимо со средней ценой на подержанный скутер. Малообеспеченным слоям населения, таким как студенты, подобные затраты не под силу, но, естественно, отказываться из-за этого от покупки мотоцикла они не будут.

Чтобы сделать экипировку доступнее, мотоактивисты предлагают обнулить таможенные пошлины на эти товары, благодаря чему цены могут снизиться в среднем на 40%. Ранее подобная проблема коснулась детских автомобильных кресел, которые отечественными компаниями также не производятся. В итоге с подачи главного защитника прав автомобилистов в Госдуме Вячеслава Лысакова пошлины были отменены. Таким образом, и здесь мотоциклисты пытаются сравняться с автовладельцами.

Обучение

Еще одна массовая причина гибели мотоциклистов на дорогах − отсутствие водительских прав. Около 38% погибших в России в прошлом году байкеров не имели разрешения на вож­дение мотоцикла. Тот же Павел Сосков выразил озабоченность тем, что огромное количество погибших – водители мопедов и скутеров, которые с недавних пор тоже должны проходить обучение и сдавать экзамены, но до сих пор не могут этого сделать.

Замглавы ГИБДД России Владимир Кузин согласился с байкером, но отметил, что Госавтоинспекция сама ждет выхода из создавшегося положения, так как не может принимать экзамены без программ, утвержденных соответствующими ведомствами. Для получения прав на управление мопедом придется пройти 76-часовой теоретический курс и 50-часовой практический. Однако процесс утверждения тянется уже полгода, полтора месяца документ находится в Министерст­ве юстиции, и никто не может сказать, сколько еще придется ждать.

Вердикт

− Встречи как авто-, так и мотоактивистов и экспертов с руководством ГИБДД устраиваются достаточно часто, но, к сожалению, обычно плодов не приносят. Проб­лема заключается в разности методов борьбы – если эксперты стараются указать на заложенные в законах ошибки и несуразные ограничения, то власть скорее будет ужесточать эти ограничения, чем признавать свои ошибки. Какие из предложений мотоциклистов будут услышаны, увидим всего через пару месяцев, так как все они в качестве проектов были направлены на разработку профильным ведомствам.

Подпишитесь на «За рулем» в