На круг — полсотни: 50 лет Дмитровскому полигону

За полвека через Дмитровский полигон прошли сотни автомобилей разных классов и назначения. Поздравляем Центр испытаний НАМИ с юбилеем и вспоминаем его славную историю. Настоящее у НИЦИАМТ не менее славное!

01

01

Советский автопром шел к полноценному полигону больше 40 лет. Первая испытательная тракторная станция НАМИ появилась еще в 1923 году. А в феврале 1931 года переименованный в НАТИ институт открыл небольшую испытательную лабораторию в поселках Машкино и Соколово, близ железнодорожной станции Химки (это под Москвой). В СССР уже работал ГАЗ, завершалась реконструкция АМО. Стране нужны были самые разные машины, которые предстояло конструировать, испытывать и доводить до принятых стандартов. Лишь за один теплый сезон — с апреля по октябрь — в Машкине-Соколове были успешно проведены испытания автомобилей «Форд-А» и «Форд-АА». Однако первая станция не просуществовала и года. Ее закрытие объяснили чрезмерной близостью к столице.

Проектное задание на полноценный полигон родилось лишь в 1936 году. Увы, дальше бумажных планов дело не пошло. Еще через десятилетие, уже в послевоенном 1947-м, устаревшее задание доработали: в плане появился обширный комплекс дорог, включая скоростную и «горную», а также подъемы разной крутизны. Минуло еще полтора десятилетия…

02

02Первые испытатели НАМИ возле первой тракторной лаборатории.
Первые испытатели НАМИ возле первой тракторной лаборатории.
Приказ о строительстве полигона подписали лишь 23 июля 1964 года. Сложно даже представить, как до той поры работала огромная автомобильная отрасль с десятками заводов, которая остро нуждалась в полноценном полигоне для испытания самых разнообразных машин — от мотоциклов и мотоколясок до тяжелых многоосных внедорожников и автобусов.

Перед тем как приступить к строительству, сотрудники НАМИ внимательно изучили подобные комплексы за рубежом. От слепого копирования отказались, поскольку государственный полигон проектировался в расчете на нужды огромной страны, а значит, необходимо было учесть и различные условия эксплуатации машин — от гор до пустынь. Место для строительства (в 70 км от Москвы) выбрали неслучайно: идеальное сочетание холмов Клинско-Дмитровской гряды и равнинных участков позволило на территории около 20 кв. км соорудить 120 км испытательных дорог всех возможных профилей.

03

03Испытания на прочность кузова автобуса ЛАЗ методом переворота.
Испытания на прочность кузова автобуса ЛАЗ методом переворота.
Полигон строили с запасом. Скажем, скоростную дорогу, введенную в эксплуатацию в 1964 году, соорудили в расчете на скорости до 200 км/ч, при том что в те годы серийные советские автомобили и близко не приближались к таким показателям. Для обкатки скоростного кольца пришлось привезти спортивный ЗИЛ-112С. Пятикилометровую динамометрическую дорогу, заработавшую в 1966 году, рассчитывали на предельные 300 км/ч! Постепенно соорудили неровности всех мастей, грунтовые и «горную» дороги, лаборатории. Кроме того, полигон обзавелся двумя филиалами — Северным, в Сусумане Магаданской области, и Южным, в Узбекистане. В 1987 году была запущена в эксплуатацию первая в стране автомобильная аэродинамическая труба. Здесь провели первый в СССР краш-тест и впервые начали серьезные испытания на управляемость.

Введение в строй уникального полигона весьма удачно (и наверняка неслучайно!) совпало с пуском Волжского автомобильного завода. В 1966 году, когда на ВАЗе еще только формировался отдел главного конструктора, под Дмитровом уже полным ходом шли испытания «Фиата-124» и опытных образцов ВАЗ-2101, которые были собраны в Италии. Итогом всесторонних испытаний стали сотни изменений, которые были внесены в машину для адаптации к нашим условиям. А затем практически все отечественные автомобили перед тем, как попасть на конвейер, прошли через горнило Дмитровского автомобильного полигона.

Аналогов ему в стране нет и сегодня. Спасибо тем, кто создавал полигон с запасом: благодаря заложенному потенциалу там и сейчас испытывают отечественные и зарубежные автомобили, ведут лабораторные работы и проводят тест-драйвы. С чем мы НИЦИАМТ и поздравляем!

08

08Скоростную 14-километровую дорогу используют для длительной езды, в том числе на максимальных скоростях. Мы проводим здесь марафон «60 часов “За рулем”».
Скоростную 14-километровую дорогу используют для длительной езды, в том числе на максимальных скоростях. Мы проводим здесь марафон «60 часов »За рулем”».

09

09Полигон располагает подъемами крутизной от 4 до 60%. На последнем испытывают лишь полноприводные автомобили.
Полигон располагает подъемами крутизной от 4 до 60%. На последнем испытывают лишь полноприводные автомобили.

13

13Требование времени — испытания дорожных ограждений. Как правило, для тестов используют кузова автобусов, но мы пожертвовали «Приорой».
Требование времени — испытания дорожных ограждений. Как правило, для тестов используют кузова автобусов, но мы пожертвовали «Приорой».

07

07На динамометрической дороге, защищенной от бокового ветра плотным лесом, оценивают разгонную и тормозную динамику. Длина трассы около 5,5 км; заканчивается она небольшим подъемом, который облегчает торможение, и разворотной петлей.
На динамометрической дороге, защищенной от бокового ветра плотным лесом, оценивают разгонную и тормозную динамику. Длина трассы около 5,5 км; заканчивается она небольшим подъемом, который облегчает торможение, и разворотной петлей.

17

17«Промбаза» — это большой гараж с подъемниками, мойкой, лабораториями. На мерительной площадке оценивают развесовку по колесам, здесь же мы снимаем мерки с салонов и измеряем объем багажников.
«Промбаза» — это большой гараж с подъемниками, мойкой, лабораториями. На мерительной площадке оценивают развесовку по колесам, здесь же мы снимаем мерки с салонов и измеряем объем багажников.

16

16Комплекс пассивной безопасности на местном жаргоне называют «Бам» (название дала не железнодорожная магистраль, а специфика испытаний). Здесь рвут ремни безопасности, ломают бамперы и сиденья, крошат детали интерьера, но самое главное и самое зрелищное — это крэш-тесты, которые позволяют комплексно оценить пассивную безопасность автомобилей.
Комплекс пассивной безопасности на местном жаргоне называют «Бам» (название дала не железнодорожная магистраль, а специфика испытаний). Здесь рвут ремни безопасности, ломают бамперы и сиденья, крошат детали интерьера, но самое главное и самое зрелищное — это крэш-тесты, которые позволяют комплексно оценить пассивную безопасность автомобилей.

10

10Одна из грунтовок для оценки проходимости.
Одна из грунтовок для оценки проходимости.

15

15В комплекс спецдорог входят участки с различными типами покрытия — от булыжника до бетонных «коротких волн», где оценивается работа подвески и шумоизоляция.
В комплекс спецдорог входят участки с различными типами покрытия — от булыжника до бетонных «коротких волн», где оценивается работа подвески и шумоизоляция.

14

14На так называемых спецдорогах проводят тесты на управляемость, устойчивость и плавность хода. Есть площадка для выполнения переставки, круг для оценки поведения автомобилей в повороте и участок для замера шумов.
На так называемых спецдорогах проводят тесты на управляемость, устойчивость и плавность хода. Есть площадка для выполнения переставки, круг для оценки поведения автомобилей в повороте и участок для замера шумов.

12

12Булыжное кольцо длиной 7 км рассчитывали на скорость до 100 км/ч. На современных нежных легковушках здесь можно ехать со скоростью 30–80 км/ч — многое зависит от клиренса и характеристик подвески.
Булыжное кольцо длиной 7 км рассчитывали на скорость до 100 км/ч. На современных нежных легковушках здесь можно ехать со скоростью 30–80 км/ч — многое зависит от клиренса и характеристик подвески.

11

11На полуторакилометровой «горной» дороге лишь 250 м прямиков, а всё остальное — повороты разной крутизны.
На полуторакилометровой «горной» дороге лишь 250 м прямиков, а всё остальное — повороты разной крутизны.
Фото: «За рулем»
Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Читать комментарии

Самые новые